В Казахстане вводят новые правила для мопедов.
Не раз наши читатели обсуждали на страницах газеты и в соцсетях ситуацию с мопедами в регионе. На них ездят все, кому не лень, китайские транспортные средства, условно называемые мопедами, покупают семьи даже подросткам. Часто эти дети провоцируют ДТП, передает корреспондент Vestnik19.kz
И давно уже муссируется в стране вопрос, когда мопеды разных характеристик и производителей будут признаны законом, скажем так, полноценным транспортом, а их владельцы начнут отвечать за нарушения, допущенные на дорогах.
Ответ на этот вопрос уже существует – все это будет в нашей жизни с пятого апреля 2025 года. Недавно подписанные Президентом РК поправки в законодательство обязывают владельцев мопедов получать на свой транспорт госномера и запрещают ездить на них без водительских прав.
Итак, в начале октября в Казахстане подписаны изменения в двух документах. Один из них «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О дорожном движении» по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности». Другой регламентирует поправки в КоАП РК, устанавливающие ответственность за нарушение новых норм.
Подчеркнем, оба закона начинают действовать по истечении 60 календарных дней после дня их официального опубликования, то есть, в силу они вступят с 4 декабря. Однако некоторые нормы этих законов – отлагательные, они вступают в силу только 5 апреля 2025 года.
Чего коснулись изменения: мопеды надо будет обязательно регистрировать, а их владельцам — получать права.
Тут надо разобраться насчет самого определения «мопед». Ранее мопедом считалось двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем, и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. В это определение внесены поправки (в пп. 41) статьи 1 Закона РК «О дорожном движении», теперь мопед это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравниваются мокики, скутеры и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
То есть, все мопеды, в том числе и те, что с электродвигателями, отнесут к категории механических транспортных средств, в которую сейчас мопеды «до 50» как раз не входят. Это изменение в пп. 2) пункта 1 статьи 64 Закона. А значит, они будут должны:
— проходить обязательную регистрацию транспортного средства в уполномоченном органе с выдачей соответствующих документов и номерных знаков;
— получать водительское удостоверение категории А1 (при этом категория А1 будет автоматически присваиваться водителям категорий А, В и С, без необходимости дополнительного обучения);
— проходить ежегодный техосмотр;
— оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств.
Но, повторимся, норма эта отлагательная. Она вступит в силу с пятого апреля 2025 года. Это связано с рисками из-за большого количества уже завезенных в Казахстан мопедов, которым одномоментно потребуется регистрация. Чтобы не допустить в автоЦОНах организационный коллапс, населению дается время для оформления транспорта.
То же касается и водительских удостоверений. У водителей есть полгода для решения вопроса с их получением.
Важно знать, что: по новым правилам водители мопедов будут привлекаться к ответственности на тех же основаниях, что и остальные водители механических транспортных средств.
Сейчас за любое нарушение ПДД водители мопедов привлекаются к ответственности по статье 615 КоАП, как иные участники дорожного движения (невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований ПДД влечет штраф в размере 2 МРП). Но с 5 апреля 2025 года водитель мопеда будет нести весь спектр ответственности, возложенный на водителей механических транспортных средств.
Например, за проезд на запрещающий сигнал светофора водителю мопеда будет грозить штраф в размере 10 МРП (статья 599 КоАП). Или, скажем, управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения. Сейчас инспектор, даже если вычислит такого беспечного ездока, накажет его не за нарушение ПДД, а по статье 440 КоАП (распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, штраф в размере 5 МРП).
После же введения новых норм водитель мопеда будет нести ответственность по статье 608 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения). А здесь санкция строгая: административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.
Наталья ДЕНИСОВА.