В сегодняшнем Наурызе объединены сразу две идеи — важный для кочевой культуры день весеннего равноденствия и новогоднее торжество.
Наурыз был и остается самым любимым праздником казахстанцев – именно он считается главным вестником обновления после долгой, суровой зимы. В сегодняшнем Наурызе будто объединились идеи сразу двух торжеств: это и важный для кочевой культуры день весеннего равноденствия, и шумное новогоднее торжество, любимое всеми с детства, передает корреспондент Vestnik19.kz
Воспоминания о том, как этот праздник отмечался в прошлом, передаются из поколения в поколение.
«Наурыз раньше не отмечали, на ораза и Курбан-айт гостей звали и муллу, чтобы прочитать молитву. Тогда были другие времена. А сейчас в этот день в свои 73 года я готовлю для своих внуков наурыз-коже. К слову, это еще любимое блюдо зятя», — делится талдыкорганка Шарипа Идоятова, родом из села Матай.
Как отмечался праздник в послевоенное время, вспоминает Фарида Сапаргалиева. Фарида апа родилась в селе Молотов Семиреченской области в 1940 году. Сегодня ей 85 лет, она не только мама 10 детей, но и любящая бабушка и прабабушка своих многочисленных внуков и правнуков.
«Ее наурыз-коже, несомненно, самое вкусное. Это уникальное блюдо, приготовленное с соблюдением многовекового рецепта, а самое главное, с особой любовью», — отмечают ее внуки Нурдаулет и Нурбол.
И в детстве Фариды апа праздник был, но немного другим.
«В послевоенные годы народ голодал. Весь скот принадлежал государству. Тогда самым зажиточным людям в селе не разрешалось иметь больше 20 голов скота. У нас была одна корова по имени Кокшолак. Мы делали из молока курт, катык, все это хранили, оставляли запасы на зиму. Мясо было редкостью. В Наурыз мама Тлеулес готовила наурыз коже из того, что имелось в доме. Если была пшеница, клали пшеницу, но из проса коже было вкуснее. Казан ставили на середину круглого казахского стола, обязательно звали соседей и все дружно ели коже. Пели песни «бәйіт» — это песни-сказания, обнимали друг друга, просили прощения и говорили добрые пожелания. Нас в семье было три дочери. Были братья, но, к сожалению, я их не помню, мама говорила, что они умерли от оспы. А первый «соғым» — мясо на зиму – стали заготавливать только в 1953 году», — рассказывает Фарида Сапаргалиева.
О трудном голодном времени также вспоминает и Куралбай ата Ескельмесов, уроженец поселка Тюлькубас Туркестанской области.
«Когда я был ребенком, были голодные времена. Наша мама клала в казан камни, наливала воды и варила, будто еду готовила. Мы от долгого ожидания лишь засыпали», — делится воспоминаниями Куралбай ата.
«А в моем детстве я не помню, чтобы мы праздновали Наурыз. Это были 1970-е годы. А в 1990-х годах Наурыз стал праздноваться на широкую ногу. Всем аулом отмечали, ставили юрты, готовили угощения, проводились народные игры — көкпар, бәйге, — поделилась Алия Жесекбаева, жительница села Ойтоган Аксуского района.
Сегодня ценность Наурыза значима для всех народов, населяющих Центральную Азию. Однако знание о том, как раньше праздновали степной Новый год – не один день, а десять, стало возвращаться не так давно. Например, Көрісу күні в области Жетісу начали отмечать только в последние годы, в отличие от Западного Казахстана.
О прекрасных традициях, которые помогают сохранить культурное наследие — селт еткізер и ұйқы ашар — рассказала еще одна жительница Талдыкоргана Гульминур Иманбаева.
«Перед большим праздником девушки дарили понравившимся им юношам приготовленное собственными руками особое блюдо, которое называлось «ұйқы ашар». В ответ парни дарили различные украшения — браслеты, кольца, серьги. Эта традиция называлась «селт еткізер», — пояснила Гульминур Иманбаева.
Наурыз — это не только праздник весны, но и напоминание о том, как важно сохранять и передавать традиции. В каждом доме, в каждом сердце живет надежда на лучшее, и Наурыз продолжает объединять людей, даря им радость и тепло.
Диана КАНАПЬЯНОВА.