АСП в стране продолжает развиваться с учетом актуальных потребностей и направлена на поддержку малообеспеченных семей.
Всем хорошо известна адресная социальная помощь, предоставляемая малообеспеченным семьям. Тем не менее в обществе периодически возникают вопросы по механизму ее предоставления. Сегодня подробно расскажем об условиях ее оказания и новых подходах назначения в текущем году.
Адресная социальная помощь (далее – АСП) – это особый вид государственной поддержки, который предоставляется семьям со среднедушевым доходом ниже черты бедности путем вовлечения трудоспособных граждан в меры занятости, мотивации к труду.
Во-первых, это денежная выплата, которая классифицируется по 2 видам: безусловную и обусловленную денежную помощь.
Безусловная денежная помощь предоставляется семьям с нетрудоспособными гражданами и для них обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.
Обусловленная денежная помощь предназначена семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, который может трудоустроиться.
Во-вторых, это меры по содействию занятости.
С семьей заключается социальный контракт на весь период назначения АСП. Расторжение контракта является основанием для прекращения выплаты АСП всей семье и отказа в назначении АСП в последующие шесть месяцев.
В-третьих, детям из малообеспеченных семей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно предоставляется дополнительная выплата в размере 1,5-месячного расчетного показателя (5538 тенге в 2024 году).
По поручению Главы государства в 2019 году механизм АСП был скорректирован для обеспечения прозрачности, справедливости, мотивации к труду.
Так, в 2023 году АСП получили 6,7 тыс. семей, или 34,6 тыс. человек на общую сумму 3,9 млрд тенге. По итогам 11 месяцев прошлого года численность получателей АСП составила 27,8 тыс. человек, или 5,3 тыс. семей. Из государственного бюджета выплачено 2,4 млрд тенге. Ежегодно наблюдается снижение численности получателей АСП.
В разрезе регионов наибольшая численность получателей АСП приходится на город Талдыкорган – 28,3%, Панфиловский район – 25,7%, Каратальский район – 13,4%, Ескельдинский район – 6,4%, Сарканский район – 6,2% и Алакольский район – 5,7%. То есть 78,4% всех получателей приходится на указанные большие регионы области. 54,4% всех получателей проживают в городской местности (15,1 тыс. получателей), а 45,6% в сельской местности (12,7 тыс. получателей).
В разрезе социальных статусов среди получателей АСП наибольшую численность занимают дети – это 18,6 тыс. человек, или 66,0%. По другим категориям: 14,2% — имеющие работу на момент обращения (4,0 тыс. человек); 12,5% — лица, занятые по уходу за детьми, лицами с инвалидностью, престарелыми (3,5 тыс. человек); 4% — студенты (1,1 тыс. человек); 1,1% — безработные (0,3 тыс. человек); 0,5% — лица с инвалидностью (0,1 тыс. человек); 0,2% — пенсионеры (0,08 тыс. человек); 1,0% — другие категории (0,2 тыс. человек).
Так, в текущем году из 6,7 тыс. трудоспособных получателей АСП из числа получателей ОДП имеют работу 4,1 тыс. человек, лица, занятые по уходу — 2,3 тыс. человек, безработные — 0,3 тыс. человек.
Благодаря внедрению социального контракта 1,1 тыс. трудоспособных привлечены на активные меры занятости.
При этом следует отметить, что в мерах содействия занятости в основном преобладает постоянная занятость.
Так, за отчетный период: 725 человек, или 66%, были трудоустроены на постоянные рабочие места; 379 человек, или 34%, оказаны меры временной занятости, в том числе: 247 человек – трудоустроены на общественные рабочие места; 44 человека – трудоустроены на социальные рабочие места; 19 человек – направлены на молодежную практику; 10 человек (0,9%) – оказано содействие в предпринимательской инициативе; 59 человек (5,3%) – направлены на курсы повышения, переподготовки квалификации и переобучения.
В результате принимаемых мер по оказанию комплексной поддержки малообеспеченным семьям в 2023 году из порога нуждаемости вышли 7,0 тыс. человек из числа получателей АСП в предыдущем году. В прошлом году численность вышедших из состояния бедности составила 7,9 тыс. человек.
В соответствии с Социальным кодексом основной задачей перед Министерством труда и социальной защиты РК в 2025 году стоит оцифровка деятельности участковой комиссии. При назначении АСП участковыми комиссиями выносится заключение о нуждаемости в оказании АСП на основе проведенного обследования материального положения семьи. На сегодня данное обследование проводится в бумажном формате и требует организационных мер для подписания.
Так, в целях автоматизации и исключения формального подхода при проведении обследования для участковых комиссий разработано мобильное приложение FSM Social. При использовании мобильного приложения член участковой комиссии вносит в него все данные по материальному положению семьи, выносит предварительное заключение и направляет другим членам участковой комиссии на подписание.
На сегодня пилот по апробации мобильного приложения проходит в городе Конаеве Алматинской области.
С января 2025 года планируется внедрение мобильного приложения по всей стране.
Преимуществами внедрения мобильного приложения являются: определение геолокации (реальное географическое местоположение заявителя); оперативное принятие решения и упрощение процедуры вынесения заключения; исключение формального подхода при проведении обследования и вынесении решения.
Также 7 февраля прошлого года на расширенном заседании Правительства Глава государства поручил принять меры по совершенствованию механизма предоставления социальной помощи населению с учетом определения совокупных доходов и расходов реально нуждающихся граждан.
Во исполнение данного поручения разработаны поправки в Социальный кодекс, которые направлены на рассмотрение в Правительство.
При назначении АСП предлагается дополнить критерии определения нуждаемости в назначении АСП следующими критериями: покупка жилища и (или) легкового автомобиля; оформление банковских займов и (или) микрокредитов за исключением ипотечного займа в размере выше одного прожиточного минимума на каждого члена семьи в месяц; наличие расходных операций по банковским счетам лица (семьи), в совокупности превышающих черту бедности на каждого члена семьи в месяц; наличие сберегательного вклада, депозита в размере более 200 МРП на семью, за исключением ипотечного депозита.
С 1 января 2025 года планируется запустить пилотный проект по апробированию механизма учета расходов граждан с получением согласия лиц, претендующих на АСП.
Заявитель, обращаясь в уполномоченный орган за получением АСП, подает заявление на участие в пилотном проекте. После этого всем совершеннолетним лицам, входящим в состав семьи заявителя, на личные номера телефонов отправляется SMS-уведомление с номера 1414, на которое они должны ответить в течение одного рабочего дня.
Следует отметить, что получение информации осуществляется только по предоставлению заявителем согласия и через информационные системы госорганов и организации в агрегированном виде.
Управление координации занятости и социальных программ области Жетісу.