История об офицере-фронтовике, воспитанность которого и вышколенная годами тактичность, чуткость и понимание, выделяли его из многочисленной когорты правоохранителей.
В преддверии 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией представляем вам легендарную личность – Абдыкадыр Болсамбеков, фронтовик и участник двух войн, которому в послевоенные годы удалось дослужиться до высокого звания генерал-майора советской милиции.
Жизненный путь этого человека знаменует целую эпоху в истории Казахстана. Участник Второй мировой войны и боевых действий с милитаристской Японией. За боевые заслуги награжден орденами и медалями. Вернувшись с двух войн, продолжил сражаться и в мирное время. Но уже с криминалом.
Родился Абдыкадыр Болсамбеков в селе Кок-Жиде Бурлютобинского района Талдыкорганской области. Воспитывался в доме-интернате. На войну ушел добровольцем в марте 1942 года. Пройдя ускоренные военные курсы в Саратове — центре Приволжского военного округа, начал службу рядовым в Ульяновске. Служил в составе знаменитой 209 стрелковой дивизии, которая защищала Сталинград. Затем был переведен в контрразведку СМЕРШ, где вскоре стал командиром взвода. Воевал на Калининском фронте, на Волге, а также отбивал у японцев в Северном Китае порт-Артур и порт Дальний. Вернулся с войны аж в 1947 году и продолжил службу в качестве участкового инспектора в Сарканском районе. За время службы работал на руководящих должностях в различных регионах страны. А затем возглавил УВД Талдыкорганской области. В должности начальника областной милиции заслужил чин генерал-майора милиции. Звание и генеральские погоны Абдыкадыру Болсамбекову, как и полагалось в советское время, вручали ему в Москве.
Осенью 1985 года вышел на пенсию. Состоял в областном Совете ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также входил в состав Республиканского общественного объединения «Совет генералов». В апреле 2014 года А. Болсамбеков скончался на 91 году жизни.
Стоит отметить, что на его малой Родине — в городе Саркан, легендарному генералу Семиречья установлен памятник, а также его именем сейчас назван музей областного департамента полиции.
Я рад, что в свое время судьба свела меня с этим человеком. И пусть ненадолго, но эти редкие короткие встречи оставили в моей памяти достаточно видимый след. Несмотря на разницу в возрасте, почти полувековой отрыв, нам удалось найти общий язык с Абдыкадыром Болсамбековичем. Я бы даже сказал, что нас связывала какая-то нить взаимопонимания, что говорит о простоте и добродушии этого человека, к которому тянулись и стар, и млад.
Познакомился я с аксакалом в начале 2000-х, когда департамент (тогда еще ГУВД) передислоцировали в город Талдыкорган в связи с переносом областного центра. Отношения наладились сразу, даже с учетом того, что аксакал был в звании генерала (как он любил уточнять генерал в запасе) и на 50 лет старше меня. И все же, несмотря на большие между нами различия, наши встречи были насыщенными. Мне, в силу своей профессии удавалось «разговорить» добродушного Абдыкадыр ага, а он за чашечкой чая достаточно скупо рассказывал историю другую из своей полной приключений жизни.
Отмечу воспитанность старого офицера, его вышколенную годами тактичность, а также чуткость и понимание. К примеру, изредка наведываясь без предупреждения в департамент полиции, Абдыкадыр Болсамбекович заглядывал к нам в пресс-службу, точнее пресс-клуб (расположен он был на первом этаже). Со своей стороны мы, принимая гостя, тут же заваривали душистый чай, но случалось также подносили… и рюмочку коньяка (обязательно марки «Казахстан»). Между делом рассказывали последние новости, об изменениях в законодательстве, и в целом чем и как живет департамент. Уже позднее я понял, что генерал не сразу, с бухты-барахты, шел к руководству, а заворачивал по дороге к нам в пресс-службу. В первую очередь, чтобы дать время руководству успеть собраться к его приходу, чтобы не получился казус «нежданного гостя», чтобы не помешать какому-нибудь мероприятию своим неожиданным появлением… Как правило, минут 10-15 минут был у нас в гостях, и дежурные по ДП успевали доложиться, подготовиться и пригласить аксакала на прием. Вот так вот. В этом и была его «малая стратегия» сохранить свое достоинство и не поставить в неловкое положение встречающих. Честь офицера превыше всего и, я бы сказал, воспитанность во всем.
Я бы мог рассказать о многом другом в наших взаимоотношениях с генералом Болсамбековым, но в памяти засела именно это, то есть его тактичность и скромность в духе офицеров того, старого советского периода. Когда люди в погонах могли твердо сказать: «Даю слово офицера» и ты уже не сомневался в том, что человек мог бы его не исполнить. И его уважении к собеседнику, невзирая на возраст и чин. В этом и был весь он – человек, оставивший после себя только добрую память.
Тимур МУРЗАКУЛОВ.