Он в числе тех героев, кто сражался у стен Брестской крепости.
Все помнят, что Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской Германии, вероломно напавшей на СССР 22 июня 1941 года. Немецкое командование сосредоточило против защитников крепости огромные силы и технику, рассчитывая одним массированным ударом с воздуха и земли уничтожить гарнизон. Но советские воины держались стойко, героически защищая бастионы, рассказывает корреспондент Vestnik19.kz
Среди героев, сражавшихся у ее стен, был наш земляк – уштобинец Иван Кузнецов. Идут годы, выясняются новые подробности жизни и подвига героя.
По счастливой случайности нам в 2020-м году удалось встретить внучатых племянников Кузнецова. Как оказалось, они до сих пор хранят пожелтевшую от времени вырезку из старой газеты. Но самое главное, чем мы особо гордимся, нам тогда в руки попала единственная фотография героя, которая ранее нигде не публиковалась. К сожалению, мы не можем сейчас сказать, что это за газета и дату ее выхода, но там автор рассказал историю жизни и подвига уштобинца, казаха Ивана Кузнецова, имя которого носит одна из улиц города Уштобе.
О его беспримерном подвиге было подробно написано в журнале «Простор» (сентябрь 1985 года). Сегодня мы публикуем отрывки из рассказа преподавателя истории КПСС Алма-Атинского института инженеров железнодорожного транспорта Николая Шахова:
«Вот выдержки из писем, полученных в ответ на мои запросы: «Мы слышали о подвиге Ивана Кузнецова, совершенном им в первый день войны. По многим данным, речь идет о бывшем ученике нашей школы. По национальности он действительно казах и учился в нашей школе с пятого по восьмой классы. Мы разыскали в нашем городе его сестру и племянника. В альбоме «История школы» нашли его фотокарточку. У нас в школе и на предприятиях города работают его бывшие одноклассники. С пионерским приветом, следопыты 8-го класса 261-й средней школы города Уштобе».
Кто он, Иван Кузнецов? Где жил, кто его родители? О самом герое известно следующее. Он родился в 1921 году в с. Карабулак Талды-Курганского района. Шли тревожные 20-е… В казахстанском Семиречье не затухали контрреволюционные кулацкие мятежи. Враги Советской власти то там, то здесь устраивали поджоги, расстреливали сочувствующих большевикам жителей аулов и сел. Части особого назначения ни днем, ни ночью не знали отдыха, преследуя остатки белогвардейского отребья.
В одном из коротких боев был сражен вражеской пулей красный боец Нуритдин. Его тяжело больная жена не смогла перенести гибели мужа. Перед самой кончиной она успела положить своего одиннадцатимесячного сына на крыльцо одного из домов станции Уштобе. Казахского ребенка подобрала и усыновила русская семья Кузнецовых – Ирина и Григорий. Они назвали его Иваном и дали свою фамилию. Дочке Ирины Константиновны Зое шел десятый месяц, и женщина растила теперь двоих детей. Так у мальчика появилась молочная сестра.
Ваня рос трудолюбивым парнем. С хорошими отметками закончил начальную школу и был переведен в пятый класс. Он интересовался математикой, физикой, химией и очень любил рисование. До позднего вечера мальчик просиживал над рисунками и чертежами. Он был неизменным капитаном юношеской футбольной команды и трубачом в районном оркестре.
В 1937 году наш земляк поступил в Алма-Атинский физкультурный техникум, стал комсомольцем. После окончания третьего курса техникума Иван Кузнецов был призван в ряды Советской армии. В одном из писем с места службы в Бресте он писал:
«Дорогие мои! Получил от вас весточку. Рад, что все вы живы и здоровы… В случае войны за меня не беспокойтесь, я не подведу. Пишите мне как много больше и чаще, дорогие. Люблю вас крепко! С красноармейским приветом ваш сын и брат Иван».
Это было незадолго до начала войны.
О подвиге Кузнецова хорошо знают его однополчане Борис Алексеевич Абрамов и Павел Степанович Никуйко. Именно они рассказали о событиях тех памятных дней.
…Накануне вечером Ивана и командира взвода вызвал комбат Абрамов и сказал:
«Батарея уходит в летние лагеря, а ваш взвод остается в форте. Будете нести караульную службу. Так что будьте бдительны! Не забывайте, граница рядом. А тебя, Иван, сердечно поздравляю с двадцатилетием! Командование желает тебе доброго здоровья, хорошей службы и счастья в жизни!».
У выхода из форта был дальний пост. Разводящий сменил часового и направился в караульное помещение. И вдруг внезапно раздался взрыв, дрогнула земля. Полетели стекла в солдатских казармах, кто-то громко крикнул, кто-то застонал.
— В ружье! — кричит сержант, — все в подземелье!
А когда собрались человек двадцать бойцов, объявил:
«По всему видно – это война. В таком случае, наша задача – не допустить в форт врага. Занимай оборону!».
Павел Никуйко был не только очевидцем подвига Кузнецова, но и сам участвовал в этом бою. Он рассказывает так:
«Вдруг мы увидели: неподалеку от Ивана ударила о землю ручная граната. Первое побуждение – вскочить и отбежать. Но он придержал себя. Запал длинной немецкой гранаты срабатывает 5-6 секунд – срок достаточный, чтобы вскочить и отбежать. Однако вскочишь – ноги оторвет, лежать – голову прочь! Кузнецов почти на лету схватил гранату и тут же быстро бросил ее обратно. Она разорвалась в воздухе и никто не пострадал».
Позже я спросил:
— Иван, ты боялся, когда рядом упала граната? Только честно!
— Было, конечно, не скрою. Мы же нормальные люди.
…Бой в разгаре. Из жерла пушки извергались снопы огня. Прижавшись к земле, Иван наблюдал за танком. Расстояние между ними сокращалось. Через открытый люк виднелось лицо водителя. Он что-то говорил в микрофон, установленный у подбородка. Танк перемахнул через воронку, оставленную снарядом, и направился на бойца. И тогда навстречу ему метнулся Кузнецов, держа в руке связку гранат. Последовала пулеметная очередь, вторая, третья… Но Иван находился в так называемой мертвой зоне и пули свистели над ним.
Фашистские танкисты заметили опасность и началось единоборство. Машина двинулась на храбреца, но тот метнулся в сторону. Он поднялся на колено и хотел замахнуться и швырнуть гранату в танк. Но рука была неподвижна: в горячке Иван не заметил, что был ранен. Тогда он переложил связку в другую руку и пополз навстречу сверкающим гусеницам.
До танка оставалось меньше десяти метров. Тогда боец замер на месте. Медленно приподнялся и посмотрел в ту сторону, где залегли в засаде его товарищи, молча прощаясь с ними. Поднял руку, показал большой палец – мол, все в порядке, не беспокойтесь, не горюйте. Только один жест, который запомнился нам на всю жизнь. В следующую секунду Иван бросился под танк. Раздался взрыв… Продвижение врага на этом участке было остановлено.
Так совершил подвиг казах Иван Кузнецов. Первый подвиг в истории Великой Отечественной войны».
Герой из Уштобе Иван Кузнецов прожил короткую, но яркую жизнь, успев сделать самое трудное и высокое – пожертвовать собой во имя будущего. Он впитал и храбрость своего отца Нуритдина, погибшего от вражеской пули, и доброту приемных родителей Григория и Ирины, сумевших воспитать в нем любовь и преданность Отчизне. Это была судьба короткая, как след падающей звезды. Но такой свет не гаснет, потому что проходит через отчий дом, родных, человеческие сердца и остается навечно в памяти потомков.
Александр БУЛАВИН, Каратальский район.