Сегодняшние подростки и молодые люди в Казахстане живут в цифровом пространстве. TikTok, Instagram, Telegram — это не просто источники информации и развлечения, это полноценная среда, в которой формируются взгляды, привычки и даже жизненные ориентиры. Корреспондент Vestnik19.kz задался следующими вопросами: какие установки и смыслы они получают, что происходит с самооценкой, отношением к себе, к телу, к жизни в условиях постоянной «прокрутки» чужих жизней?
Что смотрят подростки в соцсетях
Побеседовав с талдыкорганцами, выяснилось, что молодежь проводит в социальных сетях в среднем от трех до пяти часов в день. TikTok предлагает короткие, эмоционально насыщенные ролики, которые легко усваиваются и вызывают быстрое привыкание. Контент ориентирован на внешнюю привлекательность, лайфхаки, тренды, мотивационные фразы, а также советы «инфопсихологов» и блогеров.
Темы, связанные с личными границами, психическим и репродуктивным здоровьем, правами, редко выходят в топ. Вместо них — гламур, «идеальные» отношения, быстрый успех, яркая внешность.
«В TikTok столько всего: как выглядеть, как вести себя, чтобы нравиться. Но почти никто не говорит, как понимать себя, как справляться с эмоциями или что делать, если тебя унижают. Это как будто не модно. Все делают вид, что у них идеальная жизнь — красивая внешность, счастливая любовь, дорогие вещи. А если у тебя проблемы или ты не вписываешься в этот глянец, то чувствуешь себя странным, будто с тобой что-то не так. Иногда хочется просто услышать: «Это нормально — не быть идеальным». Но такие слова редко попадают в рекомендации», говорит Айдана, 16 лет.
Инфлюенсеры как новые «учителя жизни»
Инфлюенсеры (от английского influence — «влияние») сегодня стали ролевыми моделями для молодежи. Их мнение — аргумент, их стиль — образец. Влияние этих людей зачастую сильнее, чем родителей, учителей или врачей. Но что транслируется через их контент: внешний вид как главный капитал; успех без усилий; потребление — как основа самоценности; личные отношения — как игра на публику. Это формирует поверхностные ценности, в которых отсутствует критическое мышление, эмоциональная зрелость и осознанное отношение к здоровью и ответственности.
Школьный психолог Наталья Семченко отмечает:
«TikTok — это не просто развлечение для подростков, это целая культурная среда, которая оказывает сильное влияние на формирование самооценки, социальных норм и поведения молодежи. С одной стороны платформа дает возможность творчески самовыражаться, делиться идеями и находить единомышленников. С другой — она может формировать зависимость, усиливать тревожность из-за сравнения себя с «идеальной» картинкой и подталкивать к участию в сомнительных челленджах. Очень важно, чтобы подростки развивали критическое мышление и понимание цифровой гигиены. Родителям и педагогам следует не просто запрещать или осуждать TikTok, а обсуждать с детьми, какие видео они смотрят, что они чувствуют после просмотра и как различать полезный контент от токсичного. TikTok — это мощный инструмент, и от того, как мы научим подростков им пользоваться, зависит, будет ли он развивать их или вредить им».
Альтернатива есть: читать, думать, жить офлайн
На этом фоне появляются и другие примеры. Данияр, 19 лет, студент колледжа областного центра, осознанно сократил использование соцсетей и вернулся к книгам и офлайн-общению:
«Я понял, что после TikTok я не чувствую себя лучше. Просто пусто. Стал читать — сначала 10 минут в день, потом все больше. Сейчас книги дают мне то, чего нет в ленте: мысли, спокойствие и уверенность. И с друзьями я говорю теперь о реальном, а не о трендах».
Данияр — не один. Среди молодежи появляется интерес к цифровому минимализму, осознанному потреблению информации. Это движение тихое, но значимое: показывает, что у молодых людей есть запрос на смысл, глубину и личностное развитие.
Что говорят эксперты: как с этим работать
Педагоги, психологи и социологи сходятся во мнении: с соцсетями бороться бесполезно — они уже стали частью повседневности. Но можно учить молодежь ориентироваться в цифровом мире: развивать цифровую грамотность с самого раннего возраста; включать в школьную программу модули о критическом мышлении, правах, границах; поддерживать позитивный контент и локальных блогеров, говорящих с молодежью на понятном языке о здоровье, смысле, выборе; проводить кампании с участием самих подростков — от молодежи для молодежи.
Социальные сети — не враг, а инструмент. Вопрос в том, как его использовать. Если подросток ежедневно видит в ленте только глянец и фильтры, он будет жить в иллюзии. Если же рядом будут примеры осознанного выбора, внутренней опоры, умения отличать полезное от вредного, тогда даже TikTok станет площадкой для роста, а не для зависимости.
Настоящие ценности не меняются с трендами. И у молодежи есть сила выбирать осознанность — если мы дадим им для этого пространство и знания.