Жексембай Мейрембаев – личность, известная не только в области Жетісу, но и далеко за ее пределами. Более тридцати лет он проработал в системе «Казахтелекома», начиная с рядового инженера и заканчивая руководителем областного управления. Он — человек двух эпох, которые по-своему формировали его как личность. В советское время Ж. Мейрембаев – преданный партии коммунист, принципиальный администратор, новатор в области связи, прекрасный организатор и топ-менеджер, чувствующий требования времени. Он состоялся как руководитель, человек, семьянин, общественник.
Мне кажется, что никаких слов не хватит, чтобы вкратце рассказать читателям нашей газеты об этом уважаемом человеке. Лично для меня он всегда был примером и авторитетом не только в работе, но и в семейной жизни. Ему подвластны любые трудности, он умеет их преодолевать и извлекать из них полезный опыт.
Сдержанный, упрямый, настойчивый, тактичный, интеллигентный, всесторонне образованный, увлекающийся наукой и культурой, природой и музыкой, эстет до глубины души — все эти качества гармонично уживаются в его сильной и беспокойной натуре. Откуда это все? Жексембай Аргынгазинович считает, что из детства, семейного воспитания, которое ему дали родители. Отец Аргынгазы — участник Великой Отечественной войны. Работал на железной дороге станции Матай, а мама, как и многие женщины тех лет, вела домашнее хозяйство. Вела так, что все удивлялись, как она умудрялась в песках, при нехватке воды выращивать помидоры и цветы в палисаднике, мимо которого без остановки невозможно было пройти. Когда я писала статью о Батихе апай к ее 90-летию, она мне живо рассказывала о своей жизни и жизни своих детей. Конечно же, основной акцент она ставила на Жексембае. Ведь он был главной надеждой и опорой для родителей.
В школе-интернате станции Матай, где учились дети из близлежащих аулов, он был, пожалуй, самым одаренным и любознательным. Зачитывался книгами из школьной библиотеки, увлекался лепкой из пластилина, любил спорт. А в пятом классе нарисовал цветными карандашами свою первую картину, которой дал высокую оценку учитель по рисованию, отметив его художественный талант. Он прочил Жексембаю будущее великого художника казахского народа, а мальчишка слушал его и мечтал, что приедет в свой Каратас (это небольшой железнодорожный переезд), босиком оббежит все речушки и тропинки, будет с местной ребятней гонять в футбол и рыбачить в неглубоких заводях или, уйдя в степь, любоваться солнечным закатом, всякой живностью. Он засыпал вопросами родителей, учителей. На многие получал ответы, на некоторые находил сам. К тому времени в их доме уже появилась научно-техническая литература в виде периодических журналов. Тут уж Жексембай от корки до корки познавал азы технических наук. Ему нравились рассказы о больших и красивых городах, где он ни разу не был. Для себя он твердо решил, что станет архитектором, будет строить дома даже в родной матайской степи. Решил — так и сделал! После окончания школы сдал документы в Алматинский архитектурный институт, но не хватило баллов, русский язык подвел.
Жексембай на этом не остановился: гуляя по Алма-Ате, увидел неказистое здание техникума связи. Сдал туда документы и стал связистом, как оказалось, на всю жизнь. Так что права народная истина — случайности не случайны. После успешного окончания техникума Жексембай Мейрембаев едет в город Новосибирск – академическую, научную колыбель Советского Союза. Специалисты, окончившие новосибирские вузы, очень ценились, и любой руководитель был не прочь заполучить хоть одного специалиста. Ведь образование в Новосибирске значительно отличалось своим фундаментализмом, основательным качеством.
Новосибирский электротехнический институт связи, в который был зачислен Жексембай Мейрембаев, он окончил с красным дипломом. Там же встретил любовь всей своей жизни, увидел и сразу решил, она будет его женой.
При жизни Батиха апай часто вспоминала, как он объявил о своем решении:
— Мы, конечно, не ожидали. Думали, мало ли чего, молод, горяч, эмоциональный. Но с кем не бывает?Влюбился — пройдет, одумается. А он не отступал, «женюсь и точка, говорит!».
Зная решительный и принципиальный нрав своего сына, Батиха апай и Аргынгазы ага смирились. Собрали коржун для сватов (кудаги) и поехали в Новосибирск знакомиться со снохой и ее родителями.
— Ох, какие только мысли не приходили в мою голову, одному Всевышнему было известно, — говорила она.
Переживала вся наша родня, а когда сыграли свадьбу и у Жексембая с Людой родились две дочери Жанна и Карлыгаш, сын Марат, поняли: семья состоялась. И роднее снохи, чем наша Мила, для меня нет. Она лучше любой казашки знает традиции и обычаи казахского народа, понимает наш язык, вот только разговаривать стесняется.
«Она мне как дочка» говорила 90-летняя Батиха апа. И была права. Ведь она видела, как жили, работали, любили Жексембай и Людмила, как трепетно воспитывали детей, несмотря на занятость. Людмила Петровна вместе с Жексембаем Аргынгазиновичем работала инженером ЛАЗ Бурлютобинского районного узла связи, а через год они переехали в Каратальский РУС. В 1977 году Ж. Мейрембаева назначили начальником Алакульского районного узла связи, где они проработали пять лет.
«Было трудно», — вспоминает Людмила. – Девочки в Ушарале пошли в школу. Жексембай пропадал на работе».
В те годы строились типовые здания РУС, ручные коммутаторы переводились на автоматические телефонные станции координатного типа АТСК, во всех колхозах и совхозах организовывалась внутрипроизводственная телефонная связь ВПТС, управляемая через диспетчерскую.
Коллектив он так сумел порадовать и сплотить, что все работали, не считаясь со временем. Если было нужно, выходили на работу даже в выходные дни. В общем, и трудиться могли, и отдыхать активно. Не раз приезжали представители министерства связи республики, отмечая административный порядок и инженерную дисциплину РУТ.
Наверное, зная это, тогдашний министр связи Сабит Байжанов смело назначил молодого Ж. Мейрембаева начальником Аркалыкского городского узла связи. Было это в 1982 году. Здесь у супругов родился сын Марат, а в 1986 году его перевели начальником областного управления связи в Талды-Курган. Вот так помотала их жизнь из одного города в другой, из области в область, закаляя, испытывая на прочность.
Ж. Мейрембаев прошел огромную школу опыта административного руководителя. Строгий, принципиальный, справедливый, чуткий, он с пониманием относился к своим подчиненным. Не было такого случая, чтобы он проявил равнодушие к судьбе специалиста, простого монтера или телефонистки, не поддержал в нужную минуту, не помог. Сейчас, к примеру, даже представить трудно такой факт. Областное управление связи занималось не только техническими работами, совершенствованием основного своего профиля, но и много строила. На базе Талды-Курганского областного управления связи проводились всесоюзные совещания на уровне зам. министра связи союзных республик.
«Нам было что показать, — с гордостью говорит Жексембай Аргынгазинович. – Тот период был ознаменован строительством соцкультбыта. Мы построили 70-квартирный жилой дом. Шло строительство 140-квартирного дома, детского сада, санатория-профилактория. И все это было сделано за три года с небольшим, конечно, при помощи Минсвязи. В общей сложности по области за пятилетку мы построили для наших работников 306 квартир.
Сейчас, повторюсь, это сложно представить. Я начал практиковать вручение ключей от квартиры молодоженам без очереди. Многие новоиспеченные молодожены-связисты получили тогда ключи от однокомнатных квартир сразу после свадьбы. К началу 1992 года очередей на жилье у нас не было, все получили квартиры. По итогам всесоюзного совещания на коллегии Министерства связи мне было присуждено звание «Мастер связи СССР». Это было самое высокое звание в нашей отрасли, и я им по праву горжусь».
Ж. Мейрембаев внедрял свой метод руководства коллективом. Он никого не менял, только тех, кто не «тянул».
Сформировался основной костяк. И в 1997 году ему предложили должность генерального директора Алматинской области, объединенной с Талдыкорганской, с центром в Алматы. Работа с годами шлифуется.
Генеральный директор, конечно, вправе менять кадры – это его дело. Но менять не всех, а водителя, например, помощника. Остальных надо учить, грамотно направлять, требовать четкого исполнения заданий.
Генеральный директор областного АО «Казахтелеком» всегда оставался верен своим принципам. Он по-прежнему был внимателен к людям, проводил День пожилых людей, организовывал смотры профмастерства, конкурсы на знание казахского языка, спортивные спартакиады, курировал профсоюзную жизнь. Обо всем этом мы не раз писали на страницах областной газеты «Огни Алатау».
Ж. Мейрембаев очень тонко относится к искусству. Когда-то участников республиканских школ передового опыта, организованных в этом ОПТУС, водил в местную филармонию, для связистов однажды устроил во время обеда прослушивание камерной музыки: играли пианист, виолончелист и скрипач. Свое жизненное восприятие – обыденное видеть через призму прекрасного – прочно привил дочери, которая закончила консерваторию. Жексембай Аргынгазинович – жизнелюб. Он умеет организовать и себя, и окружающих, зарядить положительными эмоциями и радоваться каждому дню. Вместе с супругой они нередко выезжает на природу, а лыжи – это семейное хобби. Зимой вылазки на Чимбулак или в окрестности Талдыкоргана стали традицией. Осенью берет ружье и выезжает в прибалхашские степи, любит рыбалку.
Уйдя на заслуженный отдых, Жексембай Аргынгазинович не сидит сложа руки. Он имеет свой бизнес, развивает его. Два созыва возглавлял Общественный совет, не давая покоя руководителям города. Но это отдельная тема, о которой мы еще поговорим.
— Я многое успел реализовать в своей жизни, но есть еще кое-какие планы, которые я бы хотел выполнить. Я над этим сейчас работаю. И если удастся решить эти вопросы, я буду рад, что смог победить в этой непростой житейской и общественно-политической ситуации своих оппонентов. А вопросы, в общем-то, простые, они касаются улучшения жизни горожан. Вот и хочется еще над этим поработать. Хорошо, что есть и остались единомышленники, которые разделяют мою точку зрения, – рассуждает Ж. А. Мейрембаев.
Можно и нужно подробно рассказывать об этом удивительном человеке и его деле, образе жизни. Но ведь газетная площадь не позволяет. Хорошо и объемно написал о нем в своей книге «Әулет жыры» наш коллега, ақын Куат Кайранбаев, на русском языке читателей познакомила с моим героем главный редактор республиканской газеты «Байланыс» Светлана Байсалбаева. Мы же скромно попытались описать лишь некоторые вехи жизненного пути Жексембая Аргынгазиновича Мейрембаева.
Лидия ЕМЕЛЬЯНЕНКО.

Telegram


