В области Жетісу растет число случаев подросткового суицида. Только за первые пять месяцев 2025 года завершенных попыток стало больше, чем за тот же период прошлого года. Власти и специалисты бьют тревогу, внедряя комплексные меры профилактики, но признают: работы еще предстоит много. Что стоит за этой пугающей статистикой и как общество может помочь детям справиться с давлением? Все эти вопросы легли в основу очередного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних, состоявшегося под председательством заместителя главы региона Марлена Кольбаева, передает корреспондент Vestnik19.kz
Тихо, почти незаметно, но неумолимо нарастает кризис. В области Жетісу в 2023 году зарегистрировано 9 завершенных подростковых суицидов и 6 попыток. В прошлом году – 8 завершенных и 9 попыток. Только за первые пять месяцев текущего года – уже 5 трагических исходов. Это на 150% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За этими цифрами – жизни, судьбы, семьи.
Из пяти завершенных случаев в текущем году один подросток был студентом колледжа, четверо – школьники в возрасте от 15 до 17 лет. Двое ушли из жизни после конфликтов в семье, трое – по неустановленным причинам. Один из погибших – приемный ребенок из полной семьи, трое – из неполных семей.
— Мы анализировали поведение каждого из этих детей. И у всех – заметные изменения, тревожные сигналы, на которые, к сожалению, не всегда своевременно обращали внимание, — говорит руководитель отдела мониторинга Центра психического здоровья области Жетісу Алмагуль Досанова.
На сегодня в области работают 433 педагога-психолога. Большинство имеют высшее образование, 75 – статус педагогов-экспертов, а 19 – педагогов-исследователей. Однако мониторинг выявил системные проблемы: работа с подростками из «группы риска» часто формальна, а инструменты раннего реагирования – слабо развиты.
— В пяти случаях из пяти, где произошел суицид, дети ранее проявляли признаки аутодеструктивного поведения. Двое из них состояли на внутришкольном учете как «группа риска», но необходимой коррекционной и психоэмоциональной работы с ними не проводилось, — признала Досанова.
По поручению вице-премьера страны и министерства просвещения был создан проектный офис по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних. С марта 2025 года 10 школ работают на платформе «Система поддержки учащихся», реализуя пилотную программу по раннему выявлению подростков с суицидальными наклонностями.
Областной психолого-педагогический центр работает в связке с полицией, Bilim Foundation, университетами, Назарбаев Интеллектуальными школами. Проведено 1311 мероприятий по повышению компетенций педагогов и родителей. Психологи провели более 215 индивидуальных и групповых консультаций. Однако, как признают специалисты, этого пока недостаточно.
Результаты анкетирования, проведенного среди более чем 91 тысячи учеников, показали тревожную тенденцию: 522 ученика продемонстрировали признаки склонности к суициду, из них 15 детей направлены к детским психиатрам. 20 школ с наиболее высокой концентрацией «группы риска» внесены в «красную зону» для постоянного наблюдения. Но и здесь не все гладко. В ряде случаев не было проведено последующего сопровождения подростков со стороны школьных психологов.
— Мы начали получать прямые запросы от родителей и самих подростков. За последние месяцы на горячую линию центра поступило 167 звонков. Темы самые острые – от буллинга до сексуального насилия, — делится координатор горячей линии Арай Айдаркызы.
В апреле этого года была запущена серия школьных собраний с участием родителей и детей, где демонстрировались видео о последствиях интернет-буллинга, насилия и равнодушия.
На фоне роста суицидов наблюдается также рост преступлений среди подростков: с 11 до 14 случаев. Причины – от семейных конфликтов до криминального влияния. В то же время зафиксировано 37 преступлений в отношении несовершеннолетних, включая сексуальное насилие и побои. Особенно тревожит то, что 32 подростка были доставлены в Центр адаптации несовершеннолетних как безнадзорные.
Сейчас разрабатывается шаг за шагом план реформ: введение обязательного «Психологического часа» в школьное расписание раз в неделю, расширение штата школьных психологов, повышение их квалификации с упором на клиническую психодиагностику.
— Если ребенок не хочет идти в школу – это уже тревожный сигнал. Он может не говорить словами, но его поведение – это крик о помощи. И нам, взрослым, важно научиться слышать этот крик, — подчеркивает педагог с 15-летним стажем Маржан Сапаркызы.
Официальные лица подчеркивают, что школа без поддержки родителей, открытого диалога в семье и внимания общества, победить кризис не сможет.
В завершение заседания Марлен Кольбаев поручил всем ответственным лицам держать на постоянном и особом контроле данную ситуацию.