«Если ты живешь настоящим, не зная прошлого, то будущее обещает быть весьма туманным».
Мы заслуженно гордимся нашим родным Талдыкорганом, считаем его одним из самых красивых, зеленых, уютных в Казахстане. Но при этом, к сожалению, очень мало знаем о его истории, о его прошлом. Сей факт, конечно же, нас не красит. Один умный человек сказал: «Если ты живешь настоящим, не зная прошлого, то будущее обещает быть весьма туманным». Воистине это так. В свое время попытку просветить нас в этом плане сделал наш земляк, писатель-краевед и просто замечательный человек Андрей Андреевич Березин, опубликовав исторический очерк о Талдыкоргане. Вот и я решил внести свою лепту в это дело, напомнив, откуда есть и пошел главный город края Жетісу.
Большая деревня
Города, как и люди, имеют свои судьбы, биографии, особенности, взлеты и падения. Они также подвержены влиянию времени, последствия которого зависят от многих факторов. Не является исключением и наш родной Талдыкорган. Оглядываясь в прошлое, я бы разделил его историю на три условных цикла: дореволюционный (период правления царской России), послереволюционный (советская эпоха) и современный (годы независимости Казахстана). Все они, безусловно, сыграли свою положительную роль в становлении главного города Жетысуского края. Хотя были и сложные периоды.
Первые поселения на месте нынешнего Талдыкоргана появились еще в 80-е годы 19 века. Беглые казаки, основавшие село из нескольких улиц, прямоугольником вытянувшихся вдоль реки Каратал, назвали место нового обитания Гавриловское. В тот период это, по сути, была, как у нас сегодня принято говорить, большая деревня с узкими немощеными улицами, с пылью и ухабами, с гужевым транспортом, глинобитными избами.
В первой половине 80-х годов прошлого столетия я был молодым корреспондентом Талды-Курганской областной газеты «Заря коммунизма». Редакция находилась в старом здании напротив центрального парка. Тогда мне довелось познакомиться со старейшим жителем города – 84-летним Пал Палычем Мазуровым. Несмотря на преклонный возраст, это был очень крепкий, почти под два метра ростом мужик с пышными седыми усами и глубоким шрамом на щеке. Он иногда пописывал и приносил материалы в редакцию. Когда я спрашивал у него, чем он занимался в гражданскую войну, он, покручивая лихие усы и хитро улыбаясь, говорил: «Шашкой махал. И за белых рубился, и за красных. Пока не понял, что и те, и другие сволочи. Мы здесь, в Гавриловском, свои порядки наводили. И эти белые с красными особо сюда не совались».
О том, что Талдыкорган в те далекие годы назывался Гавриловским, впервые услышал именно от него. Однажды попросил Пал Палыча немного подробнее рассказать о том, что было на месте нынешнего Талдыкоргана. И вот что он тогда поведал: «До 20-х годов это была большая русская деревня. Много, помню, казаков жило. Начиная от реки Каратал, если память не изменяет, восемь или девять улиц. Дома – приземистые, саманные, с плоскими кровлями из камыша с глиной. Немного посолиднее выглядели избы купцов и зажиточных казаков. Они были срубленные из дерева. Заборы у всех плетеные или глинобитные, на улицах пыль, транспорт гужевой. Тяговая сила – лошади да буйволы. Все занимались земледелием, да живность держали. По улицам бродили коровы, свиньи в пыли валялись. Все достопримечательности – это базарная площадь, там, где сейчас центральный парк, шесть харчевен, да несколько торговых рядов. Да, еще церковный храм был. Со временем его большевики превратили в склад, а потом он и вовсе сгорел. Позже появился клуб, там кино показывали. Это здание, где сейчас детский кинотеатр «Пионер». В начале 20-х годов мне уже было за 23, это было как раз то время, когда я лихачил с шашкой наголо. Помню даже, как привезли в Гавриловское откуда-то из Узбекистана погибшего комполка Майстрюка и похоронили там, где центральный парк. До сих пор там стоит памятник».
Кстати, этот обелиск с пятиконечной красной звездой, о котором Пал Палыч говорил еще 40 лет назад, и по сей день стоит в нашем парке. Надпись на нем так и гласит: «Командиру 1-го Семиреченского красногвардейского полка Майстрюк Карлу Лукьяновичу (1887-1921гг.)».
Талды-Курган советского периода
За время правления царской России, в том числе и Временного правительства, в судьбе Гавриловки каких-то кардинальных изменений не произошло. Село развивалось как бы само по себе, в вялотекущем режиме. Более или менее аккуратными стали улицы. На фоне приземистых изб появились добротные деревянные дома промышленников и купцов. К 20-му году прошлого века в селе уже имелись церковь, мусульманский молитвенный дом, три кожевенных завода, 33 мукомольные мельницы, пять маслобоек, земская больница и типография.
Наиболее бурный рост Гавриловки пришелся на советский период. В 1922 году село было переименовано в Талды-Курган, а в 1944 году ему был присвоен статус города. К этому времени здесь уже наметились контуры будущего промышленного производства: работали две промысловые артели, МТС, пивзавод, артель «Пищевик», хлебопекарня. А самым крупным предприятием была промартель «Красный октябрь». К 1963 году в Талды-Кургане давали продукцию уже 22 предприятия, самыми крупными из которых были швейная фабрика, плодоконсервный завод, КСМК, завод коммунального оборудования, мебельная и обувная фабрики, гормолзавод.
Наряду с промышленностью развивались социальная сфера и коммуникации. Началось строительство первых многоэтажных зданий, благоустройство улиц с асфальтовым покрытием. Появились Дворец культуры им. И.Джансугурова, кинотеатры «Родина», «Казахстан», ресторан «Джетысу», спортивные объекты, парки, скверы. Другими словами, город стал соответствовать своему статусу административного центра области.
Однако пик славы Талдыкоргана пришелся на 70-80-е годы. Очевидцем свершений тех лет был и ваш покорный слуга. Помнится, город напоминал тогда огромную строительную площадку. Особенно впечатляло строительство двух по местным меркам гигантов, — заводов свинцовых и щелочных аккумуляторов, которые впоследствии обеспечивали своей продукцией многие регионы СССР. Промышленный сектор также усилили завод металлоигрушки «Арман», авторемзавод и комбинат панельного домостроения.
Наличие собственных предприятий стройиндустрии позволило ускоренными темпами возводить жилье и объекты социального назначения. Буквально за десять лет, можно сказать, в чистом поле выросли целые массивы – четвертый, пятый микрорайоны и микрорайон «Гарышкер». Город украсили первые высотки – девяти- и двенадцатиэтажные дома. Современный архитектурный облик, красивые парки и скверы, обилие зелени, асфальтированные улицы и журчащая повсюду в арыках вода сделали Талдыкорган к концу 80-х годов одним из самых привлекательных городов Казахстана.
В зоне турбулентности
Но, как говорится, все течет, все меняется. Самые тяжелые времена для цветущего города наступили после распада СССР, и особенно в 1997 году, после упразднения Талдыкорганской области. Она была включена в состав Алматинской области с центром в Алматы. Талдыкорган в одночасье превратился в обычный провинциальный городок и оказался в зоне турбулентности. Сплошная безработица, отсутствие элементарных благ цивилизации, полный дискомфорт и тревога погнали жителей из Талдыкоргана в поисках лучшей доли. Причем, люди уезжали, в буквальном смысле бросая дома и квартиры.
Уже к концу 90-х город представлял собой довольно жуткое зрелище. Застывшие словно призраки промышленные предприятия, зияющие черными глазницами окон и дверей многоэтажные дома, полуразобранные здания, разбитые улицы, запущенные дворы с мусором и бродячими собаками – все это производило удручающее впечатление. Эту безрадостную картину дополняли торчащие из окон этажных домов дымящиеся трубы и стрекочущие на балконах «чабанки». Отсутствие газа, света, перебои с теплом стали повседневным явлением. Сегодня это трудно представить, но многие готовили пищу, разжигая костры во дворах…
Продолжение читайте на страницах газеты "Вестник Жетісу".
Атсалим ИДИГОВ, журналист, общественный деятель.