В Год рабочих профессий мы вспоминаем тех, кто своим трудом возводил экономический фундамент нашей страны. Среди них – железнодорожники, посвятившие свою жизнь самой важной и значимой магистрали XX века – Туркестано-Сибирской железной дороге, больше известной как Турксиб.
В Талдыкорганском историко-краеведческом музее им. М. Тынышбайұлы создан специальный экспозиционный комплекс, посвященный строительству Турксиба. Здесь каждый экспонат безмолвно повествует о силе труда. В фондах музея собраны уникальные артефакты: дневники, документы, фотографии, награды. Через эти свидетельства словно оживает история: начинаешь слышать перестук молотков, шум поездов и голоса людей, строящих страну буквально с нуля.
Сегодня Казахстан – это многие тысячи км железнодорожных путей, десятки магистралей, семейные династии в отрасли. Но было время, когда на этой территории отсутствовало сквозное сообщение.
И вот в 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской магистрали – проекта, изменившего облик всего огромного региона. Железная дорога протянулась от станции Луговая (ныне Жамбылская область) до Новосибирска, проходя через Семей. Ее протяженность составила более 1450 километров. Это была стройка без кранов и машин, без техники. Вместо этого – тысячи рук, лопаты, кирки, подручные средства. Аульная молодежь, рабочие со всех регионов СССР, специалисты из столицы – все были объединены одной целью: соединить юг Казахстана с Сибирью, открывая путь в будущее.
Проектом руководил Владимир Шатов – опытный хозяйственник-железнодорожник, политическую поддержку обеспечивал Турар Рыскулов, возглавлявший Комитет содействия строительству магистрали. Но одним из главных героев Турксиба по праву считается Мухамеджан Тынышбаев – первый казах инженер-железнодорожник. Именно он спроектировал сложнейший участок дороги через ущелье Шокпар. Учитывая сложный рельеф и сейсмичность местности, Тынышбаев предложил нестандартные решения: мосты, устойчивые к землетрясениям конструкции, надежные укрепления. Его инженерные знания позволили проложить путь там, где это казалось невозможным. И самое главное – он обучал рабочих, закладывая основы будущей школы казахстанских железнодорожников.
Турксиб – это не только история техники, но и история людей. Мухамади Жарболов, родом из Жетісу, прошел путь от обычного рабочего до Героя Социалистического Труда. Его жизнь – доказательство того, что труд и упорство преодолевают любые преграды. Сакбай Нурхалыкулы начинал с черновой работы и стал настоящим мастером своего дела. Его вклад отмечен многочисленными наградами. Алтынай Есболатова, легендарная «Паровоз апа», стала первой женщиной-машинистом из Жетісу. В годы войны она водила поезда, доставляя боеприпасы и продовольствие в Сталинград. Накысбек Байшапанов начал с должности помощника машиниста, а позже 23 года руководил участком Айнабұлақ.
Садык Копербаев, один из ветеранов Турксиба, оставил воспоминания:
«Сначала на стройку пришло около тысячи человек, но остались только сильные. Жили в палатках, норма – 250 шпал в день. Все носили вручную…»
Эти имена – живая история. За каждым из них – человеческая судьба, преодоление, мужество и любовь к своему делу.
После завершения стройки в 1930 году Турксиб стал главной артерией Центральной Азии. Позже, в 1958 году, была образована Казахская железная дорога. И уже в независимом Казахстане, в 1991 году, на ее основе создана национальная компания «Қазақстан темір жолы» (ҚТЖ). С начала 2000-х в стране построено свыше 2500 км новых железных дорог, открыты маршруты Аксу–Дегелен, Жезказган–Бейнеу, Аркалык–Шубаркуль и другие. Казахстан наладил производство собственных локомотивов, вагонов, рельсов.
Сегодня железнодорожная сеть страны – это почти 14 тысяч км, из которых более 3700 электрифицировано. Казахстан стал важнейшим транзитным хабом на маршруте Китай–Европа, в том числе через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
ҚТЖ – это школа дисциплины, точности, инженерного мышления и патриотизма. Здесь работают надежные и энергичные молодые специалисты: инженеры, машинисты, диспетчеры, логисты, техники. А наш знаменитый Турксиб – это больше, чем дорога. Это трудовая летопись народа, дорога в будущее, проложенная силой человеческого духа. Под стук колес поездов здесь звучит голос истории. Здесь героизм, пот, земля, вера в завтрашний день. Пусть память о Турксибе станет настоящим уроком и глубоким вдохновением на самоотверженный труд, правильный выбор пути и беззаветное служение Родине.
Айнур Зейнуллаева, заведующая отделом историко-краеведческого музея им. М. Тынышбайұлы.



