Токарь – это ответственная профессия, которая требует предельного внимания, а зачастую и быстрого принятия решений.
«Токарь, ау! Ты где?!» Примерно так звучит «плач Ярославны» у руководителей промышленных и строительных предприятий Ушарала, крупного ТОО «Алаколь-Агро». Современной техники здесь десятки единиц на сотни миллионов тенге, есть токарные станки, но некому на них работать, рассказывает корреспндент Vestnik19.kz.
За годы независимости мы наштамповали тысячи экономистов, юристов, многие из которых давно переквалифицировались в коммерсантов, менеджеров всех мастей; наплодили сотни «диких» таксистов, буквально оккупировавших город. Но потеряли класс таких нужных специалистов, как простые токари и кузнецы. На весь районный центр сегодня всего четверо токарей-частников, к которым потоком идут все, кому нужно выточить копеечный болт, или наоборот, деталь посложнее.
На эту проблему указал и Президент страны в своем ежегодном Послании народу Казахстана: «Ряд отраслей национальной экономики испытывает кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Поэтому предстоит предметно заняться соответствующим образованием».
Что такое токарь? На мой взгляд, токарь – это ответственная профессия, которая требует предельного внимания, а зачастую и быстрого принятия решений. Ведь задачи перед токарем ставятся далеко не стандартные. Работа должна быть точной и качественной. И это действительно с золотыми руками человек!
А если копнуть историю, то прообраз токарного станка впервые появился в… Древнем Риме. На ось надевалась деталь (так ее назовем), двое рабов ее крутили, а мастер подносил режущий инструмент, который помогал ему придать обрабатываемому изделию нужную форму. Прошли века, но, в принципе, современные, со всеми «наворотами», с ЧПУ станки напоминают все ту же ось, которая осуществляет все ту же работу.
А теперь по сути. ТОО «Ушаральское ПАТП». Больше десятка междугородных автобусов, микроавтобусы до Талдыкоргана, большегрузные автомашины. Хорошая материально–техническая база: своя котельная, теплые боксы, производственные цеха. Вот в одном и стоит безмолвно уже 5 лет токарный станок, покрытый слоем пыли. Не просто токарный, поясняет механик Дмитрий Куклев, а универсальный токарно–винторезный марки «16Д25Г».
— Причина простая – нет токаря,- говорит директор ТОО Сатыш Агинтаев. – Каждый месяц даем объявления где только можно, приглашаем, говорим с друзьями, а результата ноль, специалиста найти не можем. Приходится в случае чего обращаться к частнику. Иного выхода нет. И в подобной критической ситуации не только мы одни.
Действительно, с ним согласен, как говорится, «на все 100», руководитель крупной строительной организации ТОО «Багалы Алакөл» Асхат Слямов. В минувшем году они построили два 20-квартирных жилых дома в райцентре, к декабрю нынешнего обещают сдать еще один, 60-квартирный жилой дом сметной стоимостью в 873 млн тенге. Готов фундамент под второй аналогичный переходящий объект. Десятки машин, миксеров, строительная техника, свой бетонно-растворный узел, новая производственная база. В цеху стоит токарный станок, за который в свое время отдали 3 млн тенге, а работать на нем некому. Вся надежда на токаря частника.
В аналогичной ситуации находится ТОО «Алакол-Агро», преемник некогда сильнейшего и крупнейшего в районе совхоза «Ушаральский», десятки других ТОО и КХ, предприятий малого и среднего бизнеса. Дело в том, что ни в одном из двух существующих колледжей района токарей не готовят. Не уверен, что их подготовкой занимаются и в областном центре. Вот и получается замкнутый круг: токарный станок есть – токаря нет – кадры никто не готовит – станок (а он в Ушарале не один) простаивает. А токарь – не таксист-частник, которым становится любой, кто ни попадя: от вчерашнего школьника без водительского опыта до пенсионера с инвалидностью на ржавых древних «Жигулях». Его учить нужно, и опыт с годами приходит. У тех же токарей–частников возраст за 40, а то и за 50 лет, а преемников что-то не видать.
Многие руководители советских времен, ветераны труда с теплотой и любовью вспоминают о токаре–универсале, работавшем в РТСе, а затем и «Казсельхозтехнике», Болате Еликбаеве. Он встал за токарный станок в годы войны, работал, подставив ящик – ростом был маловат. Так вот он действительно творил чудеса и был настоящим человеком труда. А рядом трудились еще два токаря. Сила!
Да и я сам вспоминаю школьные годы, когда на первом этаже моей школы имени Ленина был кабинет труда. А в нем справа у входа стоял токарный станок, чуть дальше у окна — сверлильный. Чуть поодаль – два деревообрабатывающих. На уроках труда мы на них работали, осваивали азы, что-то точили. И я, наверное, смогу и сегодня зажать деталь в патроне, установить под нужным углом резец и снять первую тонкую стружку. Руки помнят. Нас в то время учили и этому.
Проблема реорганизации системы среднего профтехобразования волнует сегодня многих. Вот что говорит Президент страны Касым-Жомарт Токаев по данному вопросу: «Перед нами стоит задача изменения устоявшегося мнения в обществе на среднее профессиональное образование, как на образование второго сорта. Казахи, молодые казахи, должны быть технарями. Это мое личное убеждение». Хочется верить, что вопрос с подготовкой кадров токарей (и не только), решится и на районном, и на областном, и на республиканском уровне. Рабочие профессии того же водителя с категорией на большегрузный автомобиль или пассажирский автобус, тракториста на современный, напичканный электроникой трактор или зерноуборочный комбайн нужны на селе уже сегодня.
Василий ВОРОБЬЕВ, Алакольский район.