Встреча с генеральным директором Института ядерной физики Саябеком Сахиевым позволила общественным активистам из региона получить достоверную информацию о ядерной энергетике.
Группа общественников и активистов из области Жетicу побывала на экскурсии в учебном центре по ядерной безопасности института ядерной физики Министерства энергетики РК. Институт этот — единственный в Казахстане центр фундаментальных и прикладных исследований и подготовки кадров атомной отрасли, передает корреспондент Vestnik19.kz
В живописном уголке Алатауского района города Алматы, где расположен учебный центр, жетысуской делегации предложили не только встретиться с Генеральным директором Института ядерной физики Саябеком Сахиевым и задать ему в преддверии референдума о строительстве в Казахстане АЭС все интересующие вопросы, но и показали настоящий ядерный реактор, а также пункт хранения радиоактивных отходов,
Встреча с Саябеком Сахиевым была интересной, захватывающей и запоминающейся. Ученый оказался абсолютно открытым для вопросов любого характера. К примеру, тех общественников, что представляют интересы ликвидаторов последствия катастрофы на ЧАЭС или жертв Семипалатинского ядерного полигона, интересовало, отличается ли принципиально тот реактор, что стоял на АЭС в Чернобыле и Фукусиме, от реактора, что собираются построить на первой казахстанской АЭС.
Оказалось, ко времени аварии на ЧАЭС действовали четыре энергоблока на базе реакторов РБМК-1000 (это реактор большой мощности канального типа – авт.) с электрической мощностью 1000 МВт (тепловая мощность 3200 МВт) каждый. Еще два аналогичных энергоблока находились в процессе строительства.
В Фукусиме было шесть ядерных реакторов станции — кипящие реакторы корпусного типа, построенные американской компанией «Дженерал электрик» с участием японских компаний Hitachi, Toshiba и введенные в эксплуатацию в 1971-1979 гг.
У нас же еще с 2019 года АО «Казахстанские атомные электрические станции» начало изучать реакторные технологии АЭС различных стран, которые могут построить станцию в Казахстане. В настоящий момент имеется шорт-лист потенциальных поставщиков реакторных технологий: Россия, Южная Корея, Франция и Китай. Все эти страны имеют большой опыт проектирования и эксплуатации АЭС. И в любом случае будет выбран самый безопасный вариант ядерного реактора.
К тому же, как в Чернобыле, так и в Фукусиме главной причиной катастроф стал человеческий фактор, соответственно, Казахстан будет при положительном решении референдума проектировать и строить такую станцию, где человеческое участие в управлении рисками максимально снижено. Это возможно, ведь сейчас — век высоких технологий.
В Казахстане в настоящее время созданы следующие элементы ядерной инфраструктуры: принят обновленный «Закон об использовании атомной энергии», создан и работает регуляторный орган – Комитет по атомному и энергетическому надзору и контролю, имеются организации технической поддержки регулятора. Также Казахстан стал участником основных международных конвенций и соглашений в области использования атомной энергии в мирных целях.
Назначено министерство, и это Министерство энергетики РК, несущее всю полноту ответственности как госорган за создание и поддержание на необходимом уровне всей ядерной инфраструктуры в стране. В регулируемые сферы деятельности Минэнерго РК входит мирное использование атомной энергии, обеспечение ядерной радиационной и ядерной физической безопасности объектов использования атомной энергии, радиационной безопасности населения.
Озвучен предполагаемый регион строительства возможной будущей АЭС. Сделаны расчеты и проведен соответствующий анализ потребностей в электроэнергии до 2035 года.
— Сейчас, в период подготовки к референдуму, нельзя допускать необъективной информации обо всем, что касается строительства АЭС, — подчеркнул Саябек Сахиев. – Поэтому я, мы, ученые нашего института, готовы встречаться с людьми, принимать у себя делегации, вести открытые диалоги. Решение каждого казахстанца, который примет участие в референдуме, должно быть взвешенным. Наш народ должен на данный момент получить как можно больше материала для размышлений, и материала достоверного, из уст грамотных спикеров, способных все разъяснить толково и понятно.
Очень интересовало собравшихся на встречу с Сахиевым жителей области Жетiсу, есть ли в Казахстане кадры для развития в стране атомной энергетики. А то мы собрались строить атомную электростанцию, но кто-то же должен работать в период ее эксплуатации?
— Для этого есть все кадровые возможности, — отметил гендиректор Института ядерной физики. – Наша научно-производственная организация работает в стране на протяжении многих лет и была открыта по инициативе видного казахского ученого, президента Академии наук Казахской ССР К.И.Сатпаева. В рамках 67-ой Генеральной конференции МАГАТЭ был подписан меморандум по подготовке кадров между Казахстаном и французским консорциумом I2EN, который готовит кадры для АЭС. При поддержке МАГАТЭ и зарубежных партнеров у нас функционируют три учебных центра, на базе которых подготовлено более 5 тысяч специалистов для атомной отрасли Казахстана. При этом для АЭС необходимо всего 1 400 человек.
Говоря же о безопасности тех ядерных реакторов, которые сейчас успешно эксплуатируются в мире, Саябек Сахиев привел потрясающий пример, буквально, местный.
— На базе нашего института вот уже на протяжении 57 лет работает исследовательский ядерный реактор, уменьшенная копия такого, какой планируется построить в Казахстане, — сказал он. — За эти годы в институте сменилось более трех поколений ученых и инженеров. И за все это время не было ни одного инцидента с реактором. Мы буквально на своем опыте подтверждаем, что это самый безопасный тип реакторов. Приведу еще один пример. Рядом с нашим исследовательским ядерным реактором расположен микрорайон «Алатау» города Алматы. В начале восьмидесятых годов там проживало порядка четырех тысяч человек, сейчас живет около 15 тысяч граждан. Люди не боятся селиться рядом с нами. Два года назад мы раздали 50 добровольцам персональные детекторы. На сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая превышения радиационного фона, что тоже подтверждает радиационную и экологическую безопасность данного типа реакторов.
Кстати, в институте ядерной физики восемь базовых экспериментальных установок: исследовательский реактор ВВР-К (водо-водяной реактор казахстанский), критический стенд и шесть ускорителей заряженных частиц. Основу института составляют 23 научно-исследовательские лаборатории и три научно-технических центра с современным аналитическим и испытательным оборудованием. То есть, в компетентности ученых такого гиганта науки сомневаться не приходится.
— И пора привыкнуть к тому, что мирный атом – это хорошо, это на пользу человечества, — подчеркнул Сахиев. – И речь не только о строительстве АЭС. Наш институт, например, использует атомную энергию в радиоэкологии, радиохимии и радиационной обработке.
В пример великой пользы мирного атома для людей спикер привел гидрогелевые повязки, выпускаемые институтом. Гидрогелевые повязки «AQUA DRESS» производятся на основе радиационносшитого поливинилпирралидона – это высокоэффективные стерильные покровные материалы, обеспечивающие безболезненность перевязок, ускорение процесса заживления ран и снижение их рубцевания, не вызывают аллергических реакций.
Такие повязки предназначены для оказания первой медицинской помощи при ожогах I, II, III степени различной этиологии, при небольших язвах и пролежнях, при пересадках кожи в период подготовки грануляционной ткани, а также для защиты ран от травмирования, высушивания, внешнего инфицирования и сокращения периода реабилитации после химических пилингов, лазерных шлифовок, дермабразии, пластических операций на лице и шее. Их используют при скальпированных ранах с дефектом мягких тканей, для снятия воспаления при кожных заболеваниях. Причем, смена повязок проводится по показаниям всего раз в сутки, а то и в 48 часов.
— Кроме того, атомная энергия используется, например, при окрашивании драгоценных камней, — привел еще пример Сахиев. — Изначально бесцветный топаз путем нейтронного облучения после попадания в атомный реактор окрашивается в синий цвет. Множество драгоценных камней, продающихся в ювелирных магазинах, окрашиваются в разные цвета с помощью атомной энергии.
Кстати, наш казахстанский институт ядерной физики последние пять лет занимает первое место среди научно-исследовательских институтов страны по числу опубликованных работ. Институт сотрудничает более чем с 30 ведущими научными организациями и университетами мира. В августе 2023 года он выиграл тендер МАГАТЭ на поставку в Бишкек генератора диагностики и лечения онкологических заболеваний. Со следующего года институт планирует поставлять радиоизотопы во Францию. Также планируется не только полностью обеспечивать казахстанский рынок гидрогелевыми повязками, но и импортировать их за рубеж.
Члены делегации из области Жетiсу остались под глубоким впечатлением от встречи с видным казахстанским ученым, Саябек Сахиев смог донести до них массу информации, которую необходимо транслировать в регионе, в районах.
— Поездка получилась полезной, — поделился своими впечатлениями председатель областного филиала партии «AMANAT» Арыстангали Арын. – Из уст грамотного, безапелляционного спикера мы получили всю информацию, что интересовала нас.
Как отметили многие участники экскурсии, теперь дело за тем, чтобы эту информацию довести до жителей районов, отдаленных сел и не дать шансов тем деятелям, которые удовлетворяют свои политические амбиции, настраивая народ негативно по отношению к референдуму, ввести людей в заблуждение.
Наталья ДЕНИСОВА.