• Картограмма коррупции
  • Комплаенс-служба
Вестник Жетісу
Advertisement
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
+3°C
$ 523.58
€ 605.36
₽ 6.45
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
Вестник Жетісу
Главная Новости Общество

Ломает не буллинг, ломает одиночество

Он любит аниме, рисует и много читает. Говорит тихо, не играет в футбол и не хочет «вписываться» в общие рамки.

Вестник Жетісу
18 октября, 2025
Общество
Ломает не буллинг, ломает одиночество

ИИ

42
просм.
WhatsappTelegram

Когда Артему было одиннадцать, он пришел домой с разбитой губой. Сказал, что «упал», потом — что «столкнулся с дверью». Мама, конечно, поняла, что врет. Но заставить его рассказать правду смогла не сразу. Через несколько недель Артем все же признался: одноклассники толкнули его в коридоре, называли «чокнутым» и «девочкой», смеялись над его рисунками, над тем, как он говорит, как двигается. Над тем, что он не такой, как все.

Он любил аниме, рисовал маркерами в блокноте и много читал. Говорил тихо, не играл в футбол и не хотел «вписываться». За это его били.

— В классе решили, что я странный. Я не ругался матом, не лез в драки, не смеялся над другими. У меня были свои увлечения. Я думал, это нормально, — говорит Артем. Сейчас ему 14.

Потом ему сказали: «Хочешь жить нормально — не высовывайся».

Мы сидим в кафе с Артемом и его мамой Татьяной. Он нервничает, отвечает коротко, иногда прячет руки под стол. Мама говорит больше.

— В третьем классе учительница сказала: «Ваш сын какой-то… особенный. Нужно больше социализироваться». В четвертом она же просила меня не разрешать ему рисовать на переменах. «Это провоцирует других детей», — сказала. А потом началось — крики, насмешки, пинки под столом.
Школа не частная, обычная городская, с линейками, формой и привычным лозунгом: «Дисциплина — прежде всего».

— Я не сразу поняла, как глубоко его это ранило. Он говорил, что просто «не сошелся с ребятами». А однажды я нашла в его тетради рисунок: он стоит в одиночестве, а вокруг — лица с кривыми улыбками. Подпись: «Никому не нужный клоун».

Татьяна пыталась поговорить с классным руководителем, потом — с завучем. В ответ услышала: «У нас хорошие дети, просто ваш слишком чувствительный. Найдите ему хобби».

— Хобби у Артема было. Проблема была не в нем. Но школа это отрицала.

Буллинг — не всегда драка. Иногда он — молчание. Артем вспоминает пятый класс:

— Никто не садился со мной за парту. Никто не разговаривал. На моих рисунках писали: «псих», «ненормальный». Иногда я хотел заболеть, просто чтобы не идти туда.

Он пытался «вписаться»: подражал другим, смеялся, когда было не смешно, делал вид, что ему интересно то же, что и им. Но чувствовал себя чужим.

— Было тяжело. Будто носишь чужую кожу.

Татьяна говорит, что тоже долго не осознавала масштаб проблемы:

— Я выросла в другое время. Нас учили: надо быть сильными. Я и ему говорила: «Потерпи, подрастешь и все пройдет». Но это не проходит. Не само.

Она решила поговорить с родителями нескольких учеников — тех, чьи имена чаще всего называл сын. Надеялась на понимание.

— Меня выслушали вежливо, но холодно. Кто-то сразу стал защищать своего ребенка: «Мальчишки всегда так», «Он, наверное, сам виноват». Я почувствовала: он в этом классе один, а я одна среди равнодушных взрослых.

Было принято решение сменить школу.

— Сейчас ему проще. Спокойнее. Учительница хорошая, внимательная, сразу заметила, что он немного закрытый, подошла по-доброму. Потихоньку начал раскрываться. На 14 февраля домой пришел — сияет, валентинки показывает. Говорит: «Представляешь, мне тоже подарили!». Гордится, смеется. А у меня в горле ком — такой простой момент, а значит так много.

Мы поговорили с психологом Еленой Рындиной. У нее за плечами 30 лет практики, и она считает, что прежде чем говорить о буллинге, важно понять его глубинные корни:

— Человек — социальное существо. Нам важно быть «в своей стае», занимать место, чувствовать принадлежность. Особенно остро это проявляется в детстве и подростковом возрасте, когда социальный статус в группе воспринимается почти как вопрос выживания. Доминирование через унижение другого — примитивный, но, увы, часто используемый способ утвердиться.

По ее словам, агрессия в детской среде часто запускается инстинктами, которыми управляют глубинные отделы мозга.

— Когда кто-то не такой, как все, мозг автоматически воспринимает его как «чужака». А все чужое — потенциально опасно. На этом и строится рефлекс «изгнать белую ворону». Это не оправдание, но объяснение: так работает первобытный механизм, – говорит психолог.

Что может с этим сделать современный человек?

— Мы не можем полностью выключить биологические инстинкты. Но мы можем развивать в себе — и в детях — человеческое: эмпатию, эмоциональный интеллект, способность к принятию. Это и есть то, что отличает нас от животных. И задача взрослых — учить этому с самого детства.

Елена подчеркивает, в истории Артема его мама поступила правильно:

— Если ты чужой в агрессивной среде, то иногда лучший шаг — уйти. Найти «другую стаю». Это не слабость, а зрелое решение. Как в сказке Андерсена: утенок не был «неправильным» — он просто не там вылупился.

Но гораздо важнее то, с каким внутренним багажом ребенок входит в мир.

— Есть одно очень сильное качество — базовое ощущение собственной ценности. Оно формируется в семье еще до школы. Ребенок, который знает, что он любим, важен, принят, переживает отвержение иначе. Он не проваливается в стыд, а может сказать себе: «Это про них. Не про меня», – объясняет Елена.

Такую устойчивость можно развивать через теплые отношения с родителями, через поддержку, через терапию, если нужно.

— И если уж случилось что-то серьезное, важно, чтобы ребенок знал: можно прийти к взрослому. Без страха, без стыда. Но если дома критикуют, обесценивают, стыдят за чувства — он будет молчать. И молчание может стать разрушительным.

Если ребенок вдруг отдаляется, теряет интерес к привычным вещам, часто жалуется на здоровье — это повод присмотреться. Не давить, не «выводить на чистую воду», а аккуратно спрашивать: «С кем ты проводишь перемены?», «Есть кто-то, с кем ты дружишь?», «Ты себя в классе как чувствуешь — один или с кем-то?».

Школа при этом не может оставаться наблюдателем. Задача учителя — не только вести урок, но и видеть: кто сидит один, кто замкнулся, кто вдруг стал «невидимым», и вовремя вмешаться — не «дать детям разобраться», а помочь.

Главное — не считать, что проблема в самом ребенке. Не нужно стремиться «переделать» того, кто отличается. Чувствительность — это не слабость и не ошибка, а часть его личности. Ее не нужно исправлять — ее нужно беречь.

Иногда защита — это перевод в другую школу. Иногда — просто фраза: «Я с тобой. Я верю тебе». И именно она может стать той опорой, которая спасет. Потому что ломает не сам буллинг. Ломает одиночество.
Сегодня Артем снова рисует. Недавно мама увидела у него в рюкзаке новый альбом. На первой странице — фантастический пейзаж: скалы, небо, огромные птицы.

— Я спросила, почему снова начал. Он ответил: «Я понял, что все равно не перестану быть собой. Даже если прячусь».

Дана Валишанова.

буллингобразованиепроба пера
Школьники Жетісу стали призерами республиканского конкурса «Ақберен»

Школьники Жетісу стали призерами республиканского конкурса «Ақберен»

Вестник Жетісу
10 ноября, 2025

В городе Щучинске состоялся заключительный этап республиканского творческого конкурса «Ақберен». Учащиеся области Жетісу успешно представили регион и вошли в число...

Как онлайн-сервисы помогают повысить правовую грамотность жетысусцев

Как онлайн-сервисы помогают повысить правовую грамотность жетысусцев

Вестник Жетісу
10 ноября, 2025

В департаменте юстиции области Жетісу состоялся круглый стол, посвящённый внедрению цифровых платформ для правового информирования населения, передает Vestnik19.kz со ссылкой...

Назначен новый руководитель аппарата акима области Жетісу

Назначен новый руководитель аппарата акима области Жетісу

Вестник Жетісу
10 ноября, 2025

Распоряжением акима области Жетісу Егинбаев Нуржан Жанайдарович назначен руководителем аппарата акима области Жетісу. ЕГИНБАЕВ Нуржан Жанайдарович Родился в 1975 году....

Общество

Школьники Жетісу стали призерами республиканского конкурса «Ақберен»

10 ноября, 2025
Общество

Как онлайн-сервисы помогают повысить правовую грамотность жетысусцев

10 ноября, 2025
Новости Казахстана

Медицинские гарантии для пациентов с хроническими заболеваниями остаются полными

10 ноября, 2025
Общество

Назначен новый руководитель аппарата акима области Жетісу

10 ноября, 2025
Общество

В селе Шубар построили современную врачебную амбулаторию

10 ноября, 2025

Сетевое издание www.vestnik19.kz

Собственник: ГКП на ПХВ «Жетісу Медиа» ГУ «Управление общественного развития области Жетісу»

Редактор веб-сайта: Далекенова М.А.

Номер телефона приёмной: + 7 (7282) 40-20-43

Адрес редакции
Республика Казахстан, область Жетісу, г. Талдыкорган, ул. Балапанова, 28

Газета «Вестник Жетісу» поставлена на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
№KZ27VPY00064533 от 13.02.2023 года.

Сетевое издание «www.vestnik19.kz» поставлено на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.  №KZ78VPY00064973 от 20.02.2023 года.

По вопросам коррупции: +7 (777) 388 0990 

age-registration-sign-18-plus-on-transparent-background-free-png
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
Редакция +7 (702) 991 6174
Реклама +7 (747) 286 2041

© 2023-2025 «Вестник Жетісу». При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Нет результата
Посмотреть все результат
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт

© 2025 vestnik19.kz