Коренной житель села Равиль Букеев рассказывает историю этого уникального полезного продукта, известного во всем мире.
Наш край Жетісу славится своими природными сокровищами: меловые горы Актау, Поющий бархан, водопад Бурхан-Булак известны далеко за пределами региона. Эти природные чудеса — предмет гордости нашего народа. Однако есть и менее известные, но не менее красивые места. Одно из них — горная долина Жетысуского (Жонгарского) Алатау, где расположен поселок Лепсинск. Этот населенный пункт богат историей и природной красотой.
Не случайно именно он возглавил ТОП-5 лучших туристических сел Казахстана, определенных на днях в рамках национального конкурса «Үздік туристік ауыл-2025». Проект направлен на развитие устойчивого туризма, выявление и продвижение сельских территорий с уникальными природными ландшафтами, культурой, традициями и ремеслами. И это не может не радовать нас, коренных лепсинцев!
Всего в 28 километрах от Лепсинска находится высокогорное озеро Жасылколь, которое маленькими, но уверенными шагами начинает привлекать туристов. Его главная особенность — нетронутая природа, создающая атмосферу первозданной чистоты. Прекрасное озеро бирюзового цвета расположено в естественном горном углублении, которое было завалено огромными камнями в ходе землетрясения. Камнепад перекрыл русло реки Аганакатты и образовалось озеро.
Лепсинск также известен как «медовый уголок» Казахстана. Местный мед высоко ценится и занимает достойное место на мировом рынке. В 1913 году лепсинский мед украшал столы на праздновании 300-летия царствования дома Романовых. Спустя время мед не утратил своих качеств, а даже закрепил статус лучшего меда. Моя прабабушка Фарзинур Букеева ездила на ВДНХ в 1967 году, где представляла наш мед, который неизменно получал высокие оценки. А в 1987 году мед с пасеки Ивана Ивановича Кудева занял первое место на ВДНХ СССР, что подтверждает его непревзойденное качество.
Сегодня большинство жителей Лепсинска содержат пасеки, даже если это всего пара ульев. Для многих пчеловодство — семейное дело, знания и навыки передаются из поколения в поколение. Так, мой отец Ринат Букеев является пчеловодом в четвертом поколении. Помогаю отцу с пчелами в свободное от работы время. Мне же работа с пчелами очень интересна, многое знаю и понимаю, и могу с уверенностью сказать, что я пчеловод в пятом поколении. Папа содержит две пасеки. Их местоположение выбрано не случайно — оно играет ключевую роль в развитии пчел и качестве их продукции.
Первая пасека расположена в долине реки Пикетная, недалеко от места, где в 1846 году казаки основали заставу. Весна здесь приходит поздно, поэтому медосбор продолжается до середины осени. Пчелы могут собрать нектар с поздноцветущих растений, которые придают меду свои особенности. Именно с этой пасеки мы получаем редкий сорт меда «белый горно-разнотравный». Эта же пасека является домом для любого путника — нет такого человека, кто бы не заехал на чай со свежим медом. Она стоит на перекрестии всех дорог и невозможно проехать мимо нее, а мы рады встретить каждого, ведь проезжающие — это друзья, знакомые или родственники.
Вторая пасека расположена в селе Жунжурек, название которого старожилы переводят как «Согласное сердце» или «Волосатое сердце», хотя трактовок перевода огромное множество. Например, существует легенда про храброго батыра Еленке, сражавшегося с калмыками, у которого было волосатое сердце, с большой вероятностью, и в этих краях был такой батыр, в честь которого и прозвали эти земли. Село находится в 12 км от Лепсинска на восток. Во времена Советского Союза это была ферма №1 совхоза «Лепсинский», здесь проживала и работала со скотом первая бригада. Были большие базы, маслобойка, АЗС, школа, а сейчас насчитывается всего 10 дворов, 8 из которых наполняются жизнью лишь летом, в сезон работы с пчелами. Село расположено на высоте 1320 метров над уровнем моря, поэтому здесь теплее, чем в других местах Лепсинской долины, и из-за природного ландшафта тут не бывает ветров. Благодаря этому пчелы быстрее набирают силу, не теряются в траве из-за стихии и начинают медо-сбор раньше, чем на Пикетной.
Эту пасеку мы с отцом решили развивать не только для получения меда, но и как туристический объект. Мы построили несколько гостевых домов, баню, купель и другие удобства для комфортного проживания.
Главная гордость нашей пасеки — апидомик, уникальная лечебница, где люди могут спать прямо над ульями. В конструкции кроватей предусмотрены специальные отделения для пчел, которые изолированы сеткой, чтобы насекомые не попадали в помещение.
Апидомик позволяет проводить время, можно сказать, внутри пчелиного улья, вдыхая воздух, насыщенный микрочастицами и ароматами меда, прополиса, воска и перги. Считается, что посещение апидомика может оказывать положительное воздействие на дыхательную систему, помогает очистить дыхательные пути и может облегчить симптомы таких заболеваний, как бронхит и астма. Положительно сказывается и на нервной системе: воздух из ульев помогает расслабиться и улучшает сон за счет успокаивающего влияния и легкого жужжания пчел.
Положительный заряд получает и иммунная система: регулярный сон в таком доме благодаря микрочастицам продуктов пчеловодства, богатых витаминами и антиоксидантами, способствует этому. Даже здоровые люди замечают прилив сил и бодрости после ночевки в апидомике.
Работа на туристической пасеке положительно сказалась и на продаже меда: посетители, видя улья и способ получения меда, сами убеждаются в качестве продукта и не боятся приобретать мед в большом количестве. А мы, как потомственные пчеловоды, знаем, как предоставить действительно качественный, а главное полезный продукт для здоровья.
У нас в планах – расширение обеих пасек как в направлении туризма, так и получения «жидкого золота». Сейчас мы содержим около 90 ульев, тщательно следим за каждой пчелиной семьей, покупаем маток из-за рубежа, чтобы повысить качество и количество собираемого меда. Также в дальнейшем планируем построить еще несколько апидомиков, чтобы увеличивать количество здоровых и жизнерадостных граждан нашей страны.
Равиль БУКЕЕВ, научный сотрудник Лепсинского исторического музея, потомственный пчеловод.