В Жетісу продолжается системная работа по улучшению состояния автомобильных дорог. В планах этого года ремонт 310 километров автодорог местного значения, передает корреспондент Vestnik19.kz
152 км из подлежащих ремонту трасс составляют дороги областного значения, а 158 км- улицы населенных пунктов. Общий бюджет на эти цели составил 44,2 млрд тенге. Финансирование поступает как из республиканского, так и из местного бюджетов.
Какие дороги в приоритете? Как подчеркивают специалисты управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, распределение средств между районами и городами области проводится равномерно, но с учетом состояния дорог, интенсивности движения и их социальной значимости. В первую очередь предпочтение отдается наиболее проблемным участкам, где особенно нужен ремонт.
Все работы проводят подрядные организации, выбранные по итогам государственных закупок. Основные требования к ним — наличие опыта, техники, специалистов и финансовая устойчивость. Если компания не справляется с работой, то ее включают в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к новым тендерам для нее закрыт.
Контроль за качеством осуществляется на всех этапах: от начала строительства до сдачи объекта. Работу проверяют технический и авторский надзор, а также филиал Национального центра качества дорожных активов. Оцениваются материалы, соблюдение технологий, толщина покрытия, соответствие проекту. Если выявляются нарушения, подрядчика обязуют устранить их за свой счет.
В 2025 году внедрение новых методов не планируется. Дорожники продолжают использовать проверенные и зарекомендовавшие себя традиционные способы, соответствующие действующим строительным нормам и стандартам, но тестируют и инновационные материалы. Так, в 2024 году на трассе Талдыкорган — Текели применили современную технологию восстановления асфальтобетонного покрытия с использованием регенерирующего состава RejuvaSeal, который позволяет восстанавливать покрытие без полного капитального ремонта. Результаты будут оцениваться. Если подтвердится эффективность, технология может получить дальнейшее распространение.
По официальной информации, на дорогах областного значения откровенно «убитых» участков нет. Тем не менее, каждый год фиксируются разрушения покрытия. Основная причина — перегруз фур, не соблюдающих допустимые осевые нагрузки. Для борьбы с этим в 2024 году установлены два автоматизированных пункта контроля веса, в 2025-м добавятся еще два.
Новые дороги в 2025 году строиться не будут, но в стадии проектирования находятся участки трасс Алматы – Усть-Каменогорск до санатория «Капал-Арасан» в Аксуском районе и до станции Актогай в Сарканском районе. Это важные направления с растущей транспортной нагрузкой.
Отвечая на критику по поводу качества и краткосрочности ремонтов, в управлении признают, что «латание дыр» не всегда дает устойчивый результат. Но указывают и на объективные причины: область обслуживает тысячи километров автодорог, и не все из них могут быть охвачены капитальным ремонтом одновременно. Многие участки требуют комплексной реконструкции с заменой основания и инженерных систем. Такой подход требует времени, проектной документации, экспертиз и значительных финансовых ресурсов. Для повышения качества работы проводится инвентаризация состояния дорог, формируются приоритетные списки по степени износа и интенсивности движения, что позволяет выстраивать работу системно, избегая неэффективного распределения бюджета.
При этом стоит отметить, что наряду с текущим содержанием, активно реализуются проекты капитального характера, где работы ведутся по современным стандартам с обязательным техническим и авторским надзором. Внедряются цифровые инструменты мониторинга качества дорог, усиливается взаимодействие с подрядными организациями по вопросам гарантийных обязательств.
Таким образом, переход от практики «текущего латания» к полноценному системному управлению дорожной сетью уже начат и будет последовательно продолжен.