Корреспондент Vestnik19.kz лично посетила социальные палатки в Талдыкоргане, закупила продукты и пришла к следующему выводу, о котором рассказывает в своем материале.
Почти внезапно, не успели оглянуться, а зима пошла на свой крайний месяц. Грянул февраль, но как раз он, по прогнозам синоптиков, плюсовой температурой нас баловать не будет. На целый месяц вперед предсказали специалисты, днем будет два-четыре градуса мороза, ночью – до четырнадцати со знаком минус, рассуждает корреспондент Vestnik19.kz
К чему это я? А у нас картошку на морозе продают. Не далее как две недели назад в стране начался ажиотаж с подорожанием одного из основных продуктов питания – картофеля. Наш регион не стал исключением, и в один прекрасный день супермаркеты нас удивили отсутствием корнеплода на прилавках, а рынки – ценой на картофель в 400 тенге.
Нужно отдать должное исполнительной власти, здесь молниеносно среагировали на проблему, завозя из стабфонда картофель и еще целый ряд продуктов питания в социальные магазины, где все это (гречку, например, морковь, лук, сахар, макароны и масло) продают по ценам гораздо ниже рыночных, но есть лимит отпуска продуктов в одни руки. И это правильно, ведь граждан, желающих нажиться на спекуляциях, пока еще вокруг пруд пруди.
Установили в нескольких районах города и временные палатки для продажи продуктов из стабфонда. одновременно адреса социальных магазинов и дислокации палаток акимат разместил в соцсетях, также донеся до населения сообщение о том, что продуктов в стабфонде восемнадцать тысяч тонн, на всех хватит и бакалеи, и мяса птицы, и овощей. Не надо бегать и искать по магазинам скидки, вот они — соцмагазины и палатки, приходите и покупайте.
Надо сказать, эта товарная интервенция помогла. Она была произведена вовремя и грамотно, и уже через несколько дней на базарах картошка снизилась в цене до 320 тенге, и супермаркеты тоже завезли ее тоннами, установив цену — 320 тенге за килограмм.
Но, как всегда, даже в хорошем деле есть маленькие нюансы, которые нужно убирать. Чтобы понять, удобно ли людям отовариваться в палатках товарами из стабфонда, на дворе-то зима, ваша покорная слуга, господа читатели, то есть я, попробовала закупиться в одной из них.
Так как мне удобно добираться от редакции до центра города на тридцать третьем автобусном маршруте, я решила купить то, что нужно моей семье на неделю в той палатке, которую поставили возле торгового дома «Карагаш».
Сделать это именно там в выходной не получилось. В субботу и воскресенье, как оказалось, в уличных палатках торговля не ведется. Большой минус для организаторов интервенции, которые не подумали, что большинство трудоспособных жителей области у нас работает, слава Богу, в регионе безработица небольшая. И как раз в выходные и нужно организовывать распродажи товаров из стабфонда, чтобы семьи запасались на неделю.
Второй момент: палатки работают с десяти до трех дня, но, поехав за картошкой и постным маслом как-то в час дня, в обеденный перерыв, я уже не обнаружила там в продаже ни масла, ни картошки. Вывод: товара, востребованного населением, в палатки завозят недостаточно. Разве нельзя было в первые дни торговли сделать анализ, что люди берут лучше всего, и этих продуктов завозить больше?
На следующий день я с разрешения редактора поехала за картошкой в палатку раньше, чтобы все-таки ее купить. Отстояла очередь человек в двадцать, за свои кровные наличные завладела пакетом картошки, привезла ее домой. Радовалась, что все-таки урвала себе пять кило корнеплода по цене почти в два раза ниже, чем на рынке.
Радость была недолгой. Отваренный картофель из палатки оказался сладковатым, причем сладость чувствовалась сильно. Но на вид-то он не был ни подмороженным, ни порченым. Посоветовавшись со знакомым поваром, я выяснила, что так сладит картошка, когда недолгое время находится при минусовой температуре. То есть, продавать ее в открытой палатке, когда на улице, пусть не сильно морозная, но минусовая температура, нельзя.
Хочется верить, что в стабфонде, откуда товар и распродают, об этом не знали и в СПК «Жетiсу», это оператор стабфонда, тоже не догадывались, а в областном акимате, распространявшем информацию о наличии товара и адресах социальных торговых точек, вообще не ведали. Ведь такую торговлю иначе как фарсом не назовешь. Ну не хочется фарса, хочется простой заботы о себе и других людях.
Отдельное спасибо тем, кто на морозе торгует. Терпеливые и сильные это люди. Простые трудяги, на которых весь мир и держится. Им холодно, на них давит толпа, покупатели часто эмоционируют. Попробуй это выдержи! Но кто-то же должен кормить народ…
Наталья ДЕНИСОВА.