В Талдыкоргане состоялся форум «Динамика развития института семьи в Казахстане» с участием представителей государственных органов, общественных организаций, экспертов и вузов региона. Организатором выступили управление общественного развития совместно с Центром коммуникаций и мониторинга, передает корреспондент Vestnik19.kz
Основные темы докладов касались сохранения семейных ценностей, повышения социального статуса семьи, а также мер государственной поддержки и преодоления основных вызовов современного мира. Динмухаммед Гали, директор Центра прикладных этнополитических исследований представил этносоциологический анализ браков и разводов по данным переписей населения 2009-2021 годов.
Согласно его выступлению, институт семьи в Казахстане заметно изменился. Эти перемены отражают не только демографию, но и более глубокие сдвиги в образе жизни, ценностях и социально-экономических условиях общества. Если раньше семья создавалась рано и чаще была многодетной, то теперь люди все чаще откладывают брак, предпочитая сначала получить образование, встать на ноги, найти жилье. Возраст вступления в брак вырос, а количество заключаемых союзов снизилось. Одновременно выросла доля тех, кто живет в незарегистрированных отношениях или вовсе предпочитает одиночество.
Рождаемость в целом уменьшилась, особенно в крупных городах, где заметно влияние урбанизации и современных установок. В южных и западных регионах, напротив, сильны традиции многодетных семей, где брак остается естественной частью взрослой жизни.
Постепенно меняется и структура семьи. Нуклеарные семьи, то есть семьи, состоящие из родителей и детей без старших поколений, — теперь преобладают. Все больше казахстанцев прибегают к помощи нянь, клининговых компаний, передавая бытовые заботы на аутсорсинг. Роль старшего поколения в воспитании внуков уменьшается, а традиционные гендерные роли становятся менее жесткими.
Вместе с этим растет число разводов и неполных семей, особенно в городах. Несмотря на все изменения, семья остается главной ценностью для большинства казахстанцев. Просто сегодня она стала иной: меньше по размеру, но более осознанной, где отношения строятся на взаимном уважении, доверии и равенстве. Институт семьи не ослаб, а приспосабливается к новому времени, отражая общий путь развития современного казахстанского общества.
Сайра Рахипова, преподаватель, кандидат философских наук Жетысуского университета имени И. Жансугурова выступила по теме «Традиционные ценности и эпоха глобализации: пути сохранения и обновления института семьи». Она уделила особенное внимание сохранению и развитию казахстанских семейных и культурных традиций. В ее презентации подчеркивается, что в условиях глобализации и цифровизации важно сохранять связь поколений, национальные ценности и язык как основу духовного наследия.
Основная идея — воспитание молодежи на примерах предков, уважении к старшим, трудолюбии и семейной сплоченности. Отмечается, что традиции не должны восприниматься как пережиток прошлого: напротив, они могут успешно сочетаться с современными формами жизни, помогая сохранять национальную самобытность.
Она подчеркнула роль семьи, школы и общественных организаций в передаче культурных кодов, а также необходимость вовлечения молодежи в волонтерские и патриотические проекты.
Главный вывод ее выступления: традиции — это не просто память о прошлом, а прочная основа национального единства и морального воспитания будущего поколения казахстанцев.

Участники форума также говорили о том, что сегодня под воздействием мировых тенденций и цифровизации ослабевает связь поколений, рушатся традиционные устои, а вместе с ними и духовные опоры общества. В ходе обсуждения подчеркивалось, что семья — это не просто социальная ячейка, а основа национальной идентичности, язык, культура и моральный код народа. Но в условиях глобальных перемен этот фундамент оказался под серьезным давлением. Урбанизация, Интернет, миграция — все это постепенно вытесняет живое общение и совместное воспитание детей, разрушая ту атмосферу, где формировался характер человека.
Особое внимание было уделено роли отца в воспитании. Докладчики подчеркнули, что современное образование и воспитание слишком «феминизировано» — в детсадах и школах почти нет мужчин-педагогов. Из-за этого мальчики растут, не видя мужского примера ответственности и твердости. Как следствие, растет инфантильность, снижается стремление брать на себя обязанности и защищать семью.
По данным, приведенным на форуме Сайрой Рахиповой, сегодня в Казахстане на 100 браков приходится до 40 разводов, более 65 тысяч мужчин уклоняются от уплаты алиментов, а в 70 домах престарелых проживает свыше семи тысяч пожилых людей, что подчеркивает кризис семейных ценностей и духовной опоры. От полторы до двух тысяч детей ежегодно попадают в детские дома. Разрушается каждый третий брак и все воспитание детей остается на плечах матери.
Решение участницы форума видят в возвращении к корням — к традиционной модели воспитания, где отец — кормилец и нравственный пример, духовный наставник. Предлагается развивать «школы отцовства», создавать региональные клубы и общественные программы, где мужчины смогут обмениваться опытом воспитания и ответственности.
Прозвучали и конкретные инициативы: повысить престиж профессии мужчины-педагога, внедрить в школьные программы уроки мужества, рассказывать детям о подвигах казахских батыров и мыслителей.
Главная мысль форума выражена в простых словах: «Ер тәрбиесі – ел тағдыры». Именно воспитание мужчины определяет судьбу народа. Казахстан нуждается не просто в обеспеченных, а в духовно сильных отцах, способных вернуть семье ее прежнюю силу и уважение.

О том, как Школа менторов помогает в укреплении духовных ценностей общества, поддерживает семьи и родителей, рассказала руководитель проекта при Молодежном ресурсном центре Мадина Атайбаева.
В области Жетісу успешно развивается социально-образовательный проект «Ментор по вопросам этики и права». Он работает по инициативе акима области Бейбита Исабаева и стал одним из действенных инструментов поддержки института семьи.
Проект стартовал в 2023 году и быстро охватил школы региона. С сентября 2023-го в Талдыкоргане 32 ментора работают в 31 школе, а с января 2024 года еще 37 специалистов — в 49 школах Панфиловского района. Осенью 2024-го менторская практика внедрена во всех школах области.
Главной целью проекта стала поддержка семьи через школу: профилактика правонарушений, буллинга, развитие культуры общения, формирование доверия между ребенком, родителями и педагогами.
Работа ведется системно. Только за 2025–2026 учебный год менторы провели 558 индивидуальных консультаций с учащимися, включая 59 встреч с мальчиками и 45 с девочками. Эти беседы помогли вовремя выявить случаи буллинга, семейных конфликтов, эмоциональных трудностей.
Результаты не заставили себя ждать: снизились случаи дисциплинарных нарушений, повысилась активность родителей, в школах укрепился климат доверия и взаимного уважения.
Особое внимание уделяется работе с семьями. Менторы проводят родительские собрания, тренинги по духовно-нравственному воспитанию, а также встречаются индивидуально с матерями и отцами. Именно благодаря проекту в регионе начали создаваться «Союзы отцов», где мужчины вовлекаются в воспитательный процесс и обсуждают с педагогами вопросы мужской ответственности.
Как отметила Мадина Атайбаева, менторство-социальный ресурс, который помогает удерживать общество в равновесии.
Проект стал примером того, как школа может стать не только местом обучения, но и площадкой, где восстанавливается доверие, укрепляются семейные связи и формируется здоровое общество.
Работу форума продолжил тренинг, выступления из зала, что подчеркнуло актуальность темы и заинтересованность общества в сохранении и дальнейшем развитии семьи как основы современного общества. Психологи предложили современные инструменты к решению кризисных ситуаций в семье.
После панельных обсуждений состоялось вручение сертификатов участникам.



