Изменения цен на продукты питания ощущает каждый человек. От стоимости хлеба, муки, масла, сахара и других продуктов первой необходимости напрямую зависит семейный бюджет тысяч жителей области Жетісу. Поэтому продовольственная стабильность — не просто экономический, а важный социальный вопрос. Как сегодня формируются запасы социально значимых продовольственных товаров, на какие средства ведется работа и что делается в регионе, чтобы не допустить роста стоимости продуктов первой необходимости? Эти и другие вопросы корреспондент Vestnik19.kz задал директору департамента социальных проектов АО «РИР «СПК «Жетісу» Бахтияру Сембекову.
– Бахтияр Тлеубекулы, сегодня население особенно чувствительно к росту цен на продукты питания. В чем заключается главная миссия СПК «Жетісу» в регулировании этой важной проблемы?
— СПК является оператором по реализации механизмов стабилизации цен. Первый формирует продовольственный резерв или стабилизационный фонд, за счет которого создаются запасы основных продуктов по фиксированным ценам. Корпорация проводит закупочные и товарные интервенции, обеспечивает количественную и качественную сохранность продукции. Второй механизм — предоставление льготных займов по «оборотной схеме» товаропроизводителям и торговым сетям, что позволяет им закупать и реализовывать продукты по стабильным ценам. Кроме того, корпорация обеспечивает своевременный возврат выделенных средств в бюджет.
– О каких суммах для реализации поставленных задач идет речь?
— На реализацию этих механизмов выделено 3 млрд 655 млн тенге. Из них 1 млрд 535 млн тенге направлены на формирование стабфонда (1 млрд тенге из резерва Правительства и 535 млн тенге из местного бюджета), а 2 млрд 120 млн тенге — на льготное кредитование предпринимателей. До конца года планируется возврат в бюджет более 1,3 млрд тенге. Эти средства носят оборотный характер, они постоянно участвуют в закупках и реализации товаров, выдаче и возврате займов.
– Какие продукты питания входят в стабилизационный фонд? Какой запас имеется в области?
— Мы полностью покрываем весь перечень из 19 социально значимых продовольственных товаров: мука, хлеб, рис, гречка, сахар, растительное масло, соль, мясо (говядина, курица), молочные продукты, картофель, морковь, капуста, лук, яйца и другие. На сегодняшний день у нас заключены договоры на 9,5 тыс. тонн продукции общей стоимостью 2,9 млрд тенге.
На складах стабфонда имеется 962 тонны продовольствия, а по контрактам предусмотрена поставка еще 2387 тонн. По «оборотной схеме» производители обязаны произвести и реализовать 6171 тонну товаров для населения по фиксированным ценам.
— Можете назвать примерные объемы по конкретным видам продукции?
— Конечно. В действующих контрактах предусмотрены: хлеб социальный — 1014 тонн; мука 1 сорта — 1071 тонна; сахар — 919 тонн; рис — 634 тонны; макаронные изделия — 9 тонн; подсолнечное масло — 429 тыс. литров; гречневая крупа — 62 тонны; поваренная соль — 19 тонн; мясо птицы — 205 тонн; куриные яйца 1 категории — 7,3 млн штук; молочная продукция — 324 тонны; говядина — 12 тонн; овощи (картофель, морковь, капуста, лук и др.) — 4823 тонны. Товарные интервенции осуществляются непрерывно, чтобы поддерживать стабильность цен и наличие продуктов в продаже.
— С какими производителями региона сотрудничает СПК?
— Сегодня у нас заключены прямые договоры с 16 товаропроизводителями — это предприятия и фермерские хозяйства региона. Среди них птицефабрики «Когер ЛТД» и «Алель», хлебокомбинат «Sardar», молокозавод «Акбулак продукт» и Усть-Каменогорский маслозавод, а также производители овощей и мясных продуктов. Это откормочные площадки 5 крестьянских хозяйств. Их продукция реализуется как через социальные магазины, так и через торговые точки, участвующие в меморандумах с СПК.
Кроме того, СПК регулярно участвует в сельхозярмарках и заключает агентские соглашение с магазинами «у дома», которые реализуют товары стабфонда по заранее оговоренным и фиксированным ценам.
– Где сегодня жители могут приобрести товары по сниженным ценам в Талдыкоргане?
— На сегодняшний день в областном центре работает 7 социальных торговых точек и полок. Это магазины №1 — поселок Еркін, ул. Бесшатыр, 75; №2 — поселок Еркін, мкр. Коктал, ул. Амангельды, 47А; «Jetisy» — перекресток ул. Алдабергенова и Ракышева (Коммунальный рынок); «Шағын маркет» — пос. Өтенай, село Ынтымақ, ул. А. Молдагуловой, 70/3; «Санжар» — ул. Пушкина, 239А; «Жасмин» — мкр. «Жастар», 15.
В социальных магазинах цены на 10–15% ниже рыночных. Например: яйца (10 шт.) — 490 тг (на рынке — 571 тг); подсолнечное масло (1 л) — 510 тг (на рынке — 872 тг); мука 1 сорта — 160 тг/кг (на рынке — 273 тг); рис — 380 тг/кг (на рынке — 429 тг); картофель — 200 тг/кг, лук — 97 тг/кг, капуста — 140 тг/кг, морковь — 165 тг/кг.
Мы видим, что разница ощутима для семейного бюджета, особенно в период сезонных подорожаний.
– Как контролируется соблюдение условий и качество товаров в рамках подписанных меморандумов с товаропроизводителями региона?
— Все контракты предусматривают ответственность поставщиков — штрафы за срыв сроков, завышение цен или нарушение качества. Контроль ведется ежедневно. Наши специалисты выезжают на склады, в торговые точки, а также проводят мониторинг совместно с департаментами статистики и торговли.
– Как часто пересматриваются цены и как принимаются решения о вмешательстве на рынок?
— СПК заключает договоры прямых поставок СЗПТ с товаропроизводителями на срок от 1 года до 2 лет. На период действия договоров цены являются фиксированными и изменению в сторону увеличения не подлежат. Корпорация осуществляет товарную интервенцию непрерывно.
Наступают периоды, в том числе сезонные, когда требуется увеличить объемы товарных интервенций, чтобы в определенной мере нивелировать скачки цен и не допустить острого дефицита товаров.
– Используете ли вы цифровые инструменты для анализа рынка и прозрачности поставок?
— Да, по всей стране создается единая «Национальная система прослеживаемости товаров», которую разрабатывает Министерство торговли совместно с АО «Казахтелеком». Она позволит отслеживать путь продукции от производителя до прилавка и видеть все этапы ценообразования. Это повысит прозрачность и позволит избежать необоснованных наценок.
В перспективе мы ожидаем, что все субъекты рынка — от фермера до торговой сети — будут работать в этой цифровой системе.
— Какие дальнейшие шаги вы видите в развитии этой системы?
— В ближайшее время планируется расширить сеть социальных точек, чтобы охватить больше населенных пунктов. Также будем развивать сотрудничество с фермерами, стимулируя локальное производство. А цифровизация сделает процесс ценообразования максимально прозрачным.
– Если подытожить — что сегодня самое главное для СПК «Жетісу»?
— Главное — стабильность. Мы не можем полностью остановить рыночные процессы, но можем их смягчить. Главное — доступность и предсказуемость: человек должен быть уверен, что завтра нужные продукты будут на полке, и он сможет приобрести их по доступной цене.



