В Талдыкоргане под председательством заместителя акима области Диаса Есдаулетова прошло совещание по вопросам развития неправительственного сектора, передает корреспондент Vestnik19.kz
Открывая заседание, Диас Есдаулетов подчеркнул, что работа с НПО в области поставлена на должный уровень. Высокую оценку этой работе дали участники гражданского форума, состоявшегося в этом году. Однако на достигнутом останавливаться рано. Потенциал у сектора большой, и важно не только сохранять уже выстроенные механизмы взаимодействия, но и развивать новые форматы партнерства.
Главной темой обсуждения на совещании стала активизация участия неправительственных организаций в жизни области, их вовлечение в реализацию социальных и других общественно значимых проектов. Как было отмечено, наиболее высокий результат по взаимодействию с НПО сегодня демонстрирует Кербулакский район.
«Всего по области Жетісу на 2025-й год запланирована реализация 90 проектов. На сегодняшний день по 81 лоту уже объявлены конкурсы и заключены договоры с поставщиками. По шести лотам конкурсные процедуры находятся на стадии проведения, еще по трем их планируется объявить в июле. Согласно протокольному поручению, предусмотрено авансирование проектов — важная мера для устойчивой работы НПО», — отметил руководитель управления общественного развития области Бауыржан Абибеков.
Для расширения взаимодействия с неправительственными организациями в июле текущего года запланированы выездные консультации на местах с обучающими и методическими встречами для специалистов акиматов и представителей НПО. Организаторами мероприятий выступают Гражданский альянс области и Гражданский центр НПО.
На совещании отмечалось, что в прошлом году в ряде районов были допущены ошибки в оценке и сопровождении проектов. Сейчас во всех городах, районах и профильных управлениях созданы экспертные советы. Им поручено проводить мониторинг хода проектов и давать итоговую оценку при подписании закрывающих актов. Это должно повысить качество реализации государственного социального заказа.
В то же время остаются нерешенные вопросы. Так, управление образования не подало бюджетную заявку на финансирование социально значимых проектов на предстоящее заседание маслихата, хотя именно в этой сфере работают десятки активных НПО.
Наиболее активную и системную работу с НПО ведут управления по делам религий, координации занятости и социальных программ, а также здравоохранения. Их подход отличается не только четкой организацией конкурсов, но и открытостью к инициативам со стороны самого гражданского сектора. Другие управления и департаменты должны повысить свою активность.
В то же время не обошлось без критики. Так, заместитель акима Сарканского района Жомарт Мынбаев не смог дать развернутый ответ по организации взаимодействия с НПО, что вызвало обоснованные вопросы со стороны руководства области. Конструктивные замечания прозвучали и в адрес акимата Панфиловского района, где отсутствует системная работа с общественными организациями. Похожая ситуация в Алакольском районе.
«Нельзя рассчитывать на результат, если конкурс на госзаказ объявляется в середине года или еще позже, — отметил он. — Даже при наличии хорошей идеи и профессиональной НПО потеря шести месяцев означает упущенные возможности. А ведь при вашей поддержке эти организации могли бы уже работать, охватывать целевые группы, помогать людям».
Он подчеркнул, что необходим комплексный и системный подход: провести отраслевой анализ деятельности НПО, чтобы объективно выявить как успешные практики, так и проблемные зоны.
Как отметила Дания Кыдырбаева, председатель ОЮЛ «Гражданский альянс области Жетісу», реальное партнерство требует не только формальных документов, но и системной работы с обеих сторон.
На практике в деятельности государственных органов ощущается большой разрыв в подходах. Где-то неправительственные организации воспринимаются как равноправные партнеры, а где-то как простые исполнители или, что хуже, как «неудобные наблюдатели». В некоторых управлениях взаимодействие формальное, ради отчета, в других отсутствует вообще. Особенно это заметно в управлении образования, от которого не поступило внятного ответа на ключевые вопросы по партнерству с НПО. Серьезным барьером остается нехватка подготовки у сотрудников, отсутствие тренингов, обмена опытом, ориентации на долгосрочное взаимодействие. Порою вся работа сводится к «освоению средств», а не к решению конкретных проблем.
Партнерство с гражданским сектором сегодня – не отчетность, не тендер и не подмена функций. Это совместная работа над общими задачами, где каждая сторона вносит свой вклад. Чтобы наладить эту работу, важно переходить от формальных схем к живому сотрудничеству. При государственных органах следует создавать советы по взаимодействию с общественностью, развивать обратную связь, практику открытых отчетов и прямого диалога не раз в год, не только перед проверками, а на постоянной основе.
Завершая встречу, заместитель акима области Диас Есдаулетов поручил провести комплексный анализ деятельности управления общественного развития. Он подчеркнул особую важность идеологической составляющей, включая вопросы информационного сопровождения, а также необходимость дать объективную оценку работе неправительственных организаций в разрезе каждого региона.
По его словам, без системного подхода к взаимодействию с гражданским обществом говорить о развитии социальных инициатив не приходится. Необходимо выстроить прозрачную, понятную и действенную модель работы: определить, какие НПО действительно активно работают, в каких сферах ощущается их вклад, где есть поддержка со стороны местной власти, а где отмечен формальный подход.
Также прозвучало предложение усилить методическую и организационную помощь со стороны управления: оказывать поддержку в разработке проектов, разъяснять механизмы финансирования, развивать обратную связь.
Системная, открытая работа должна стать основой для формирования доверия между обществом и властью. И если вовремя провести анализ, выявить проблемные точки и использовать сильные практики, то уже в ближайшее время можно добиться качественного улучшения в этой сфере.



