«Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический строй, иные образы, иная поэзия».
Герою Великой Отечественной войны, «Халық қаhарманы» Рахимжану Кошкарбаеву, водрузившему 30 апреля 1945 года с Григорием Булатовым Красное знамя над Рейхстагом, в этом году исполнится 100 лет, рассказывает Vestnik19.kz
Родился Рахимжан Кошкарбаев в селе Тайтобе Акмолинской губернии, ныне — в Целиноградском районе, Акмолинская область. В четыре года он потерял мать, а в 13 лет остался сиротой и оказался в детском доме, в связи с тем, что его отец в 1937 году был репрессирован. По окончанию 7 класса поступил в фабрично-заводское училище.
С началом войны стал проситься в Красную Армию, на тот момент ему было всего 16 лет. Только в августе 1942-го, за два месяца до 18-летия, попал в стрелковый полк в городе Кокчетаве, где проходили военную подготовку солдаты из Казахстана и республик Средней Азии. Пробыл там до лета 1943 года. Потом его направили в Тамбовское общекомандное пехотное училище, эвакуированное во Фрунзе, ныне Бишкек. Лишь в октябре 1944 года младший лейтенант Кошкарбаев, с отличием окончив училище, отправился на передовую.
К концу войны лейтенант Кошкарбаев был командиром 1-го стрелкового взвода 3-й стрелковой роты 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.
В 1945 году с плацдарма на западном берегу реки Одер в районе Гроенойндорфа, Кошкарбаев во главе штурмового взвода, прорвав оборону противника, вышел к каналу Фридландерштром. Противник пытался приостановить продвижение советских частей. Взводу Кошкарбаева было приказано на подручных средствах преодолеть водную преграду, захватить плацдарм на западном берегу канала и способствовать переправе основных сил полка. Прикрываясь огнем орудий прямой наводки, взвод под командованием Кошкарбаева достиг противоположного берега канала и стремительным броском ворвался в немецкую траншею.
В траншейном бою, доходившем до рукопашной схватки, взвод истребил более 40 немецких солдат, захватил 3 крупнокалиберных пулемета и из трофейного оружия открыл интенсивный огонь по огневым точкам врага. Воспользовавшись успехом взвода, Кошкарбаевым было переправлено еще несколько штурмовых групп. В этом бою взвод в числе первых форсировал реку Шпрее, ломая ожесточенное сопротивление врага. За дни боев, проведенных от Одера до Рейхстага, взвод истребил более 200 немецких солдат и офицеров и 184 захватил в плен, с боем захватил 14 полевых орудий вместе с прислугой, 27 крупнокалиберных пулеметов и многое другое вооружение.
30 апреля 1945 года, когда советские войска подступили к Рейхстагу, Кошкарбаева вызвал командир батальона Василий Давыдов.
«Комбат Давыдов подвел меня к окну (мы тогда еще были в «доме Гиммлера») и указал мне на Рейхстаг. «Видишь,- говорит, — Рейхстаг? Подбери нужных людей, будешь водружать флаг». И передал мне темный, довольно тяжелый сверток — флаг, завернутый в черную бумагу», вспоминал Кошкарбаев.
От дома Гиммлера до Рейхстага было всего 260 метров. Булатов и Кошкарбаев преодолевали эти метры семь часов под шквальным огнем.
Согласно журналу боевых действий 150-й стрелковой дивизии в 14 часов 25 минут 30 апреля 1945 года лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов «по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг».
Восхищаясь подвигом двух отважных бойцов, известный писатель Борис Горбатов, в то время военный корреспондент, писал в своей статье, помещенной в «Литературной газете» от 18 декабря в 1948 года, следующее:
«В самом деле, пора уже перестать сравнивать воинов нашей армии с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический строй, иные образы, иная поэзия».
Корреспондент дивизионной газеты Василий Субботин, которому был дорог подвиг Кошкарбаева и Булатова, в одном из поздних воспоминаний выражал озабоченность:
«Эти 15 лет я просто терзался, что тот подвиг, что был совершен молодым Рахимжаном и Булатовым как бы забылся. Ничье имя, как бы оно ни было поднято, не должно затмевать других, проявивших столь же высокое мужество».
Вклад Рахимжана Кошкарбаева был отмечен в рапортах, и Военный Совет Армии ратовал за присвоение звания Героя Советского Союза. Как известно, Кошкарбаев так и не получил это звание.
После войны Рахимжан Кошкарбаев работал директором гостиницы «Алма-Ата» в столице Казахской ССР. Написал две книги: «Знамя Победы» и документальную повесть «Штурм: День 1410-й».
Рахимжана Кошкарбаева три раза избирали депутатом Совета народных депутатов Советского района города Алма-Аты. Он был членом президиума Казахского отделения комитета ветеранов войны, членом Общества советско-германской дружбы.
Награжден орденами «Отечественной войны I и II степени», орденом «Красного Знамени», медалью «За взятие Берлина». В 1999 году был посмертно удостоен высшей награды Казахстана — звания «Халық Қаhарманы» с вручением знака особого отличия Золотой Звезды и ордена «Отан». Удостоен званий «Почетный гражданин г. Целинограда», «Почетный гражданин г. Балхаша», «Почетный гражданин г. Аркалыка».
Сам Рахимжан Кошкарбаев оставил после себя литературное наследие — две книги, написанные на русском языке, «Знамя Победы» и «Штурм».
Скончался Рахимжан Кошкарбаев 10 августа 1988 года, похоронен на Кенсайском кладбище Алма-Аты.