Сегодня на пленарном заседании Сената Парламента Республики Казахстан заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин представил проект закона об объёме общих трансфертов на 2026–2028 годы. По словам министра, новый документ позволит снизить зависимость регионов от республиканского бюджета и существенно увеличить финансирование развития инфраструктуры.
В законопроекте четко прописаны доходы и расходы местных бюджетов на 2026-2028 годы и предлагается предварительно утвердить объемы республиканских трансфертов и субвенций.
Жумангарин объяснил, как формируется бюджет развития.
«Местные бюджеты сбалансированы. Учтены все основные расходы. Бюджет развития сформирован с учетом возможностей республиканского бюджета», — сказал он.
Основная цель проекта — постепенное снижение зависимости регионов от республиканского бюджета и выравнивание доступа к базовым услугам путем внедрения региональных стандартов инфраструктуры. По словам министра, это направлено на «сокращение различий в уровне обеспеченности инфраструктурой между регионами».
Бюджет развития на 2026–2028 годы составит 9,1 трлн тенге. Жумангарин сказал об этом:
«Бюджет развития будет ежегодно увеличиваться: в 2026 году — на 1,8 трлн тенге, в 2027 году — на 3,2 трлн тенге, в 2028 году — на 4,1 трлн тенге», — уточнил он.
Согласно проекту республиканского бюджета, расходы республики в 2026 году ожидаются в размере около 27,7-27,8 трлн тенге, а доходы — около 19,2 трлн тенге.
Министр национальной экономики пояснил следующее по поводу трансфертов в местные бюджеты:
«Объем субсидий на 2026 год запланирован в размере 5,2 трлн тенге, а изъятий – 879,9 млрд тенге. По оценкам правительства, зависимость местных бюджетов от средств республиканского бюджета снизится в среднем с 50,7% до 33%», – сказал Жумангарин.
Анализ: финансовый баланс, риски дефицита
- Разница между доходами и расходами (давление дефицита)
Представленные данные на ближайшие три года наглядно свидетельствуют о растущем дефиците на местном уровне. Местные доходы в 2026 году составят 10,7 трлн тенге, а расходы — 14,9 трлн тенге, что является предварительным признаком дефицита в 4,2 трлн тенге.
Такая тенденция сохранится до 2028 года: доходы — 13,3 трлн, расходы — 18,7 трлн тенге.
В докладе министра объясняется причина такого роста:
«Предполагаемый объем текущих расходов местных бюджетов рассчитан с учетом индексации на уровень инфляции и предполагаемой численности потребителей государственных услуг в регионе», — говорит Серик Жумангарин.
2. Модернизация трансфертной структуры – механизм перехода к независимости
Основная идея законопроекта — снижение трансфертной зависимости за счет увеличения собственных доходов регионов.
«При определении объемов общих трансфертов учитывались текущие целевые трансферты, сохраняющие целевое назначение», — отметил Жумангарин.
Дополнительное выделение 1,5 трлн тенге в 2026 году, 1,6 трлн в 2027 году и 1,7 трлн в 2028 году на такие направления, как сельское хозяйство, водосберегающие технологии и обслуживание новых объектов, является попыткой оживить промышленную часть экономики региона .
Модель «донор-реципиент» снова меняется
«В 2028 году Павлодарская область выйдет на самодостаточность, а Мангистауская область вновь станет донором», — прозвучал очень важный прогноз в докладе.
Это связано с изменением региональной налоговой базы, ростом объемов промышленного производства и инвестиций. Перераспределение бюджетного баланса между регионами – серьезный шаг как в экономическом, так и в политическом плане.
По словам министра, увеличение бюджета развития позволит обеспечить региональный стандарт на уровне 69,2%. Это важный шаг на пути к выравниванию качества инфраструктуры между регионами. При этом строительство масштабных автомобильных и железных дорог, социальных объектов за счёт республиканского бюджета, а также капитализация АО «Байтерек» на 1 трлн тенге ускорит динамику экономики региона.
Однако существуют риски. Зависимость региональных расходов от инфляции и роста населения может осложнить долгосрочное устойчивое финансирование. Несмотря на снижение зависимости от трансфертов, региональные дефициты, вероятно, сохранят структурный характер, если реформы, направленные на увеличение местных доходов, не будут реализованы в достаточной мере. Кроме того, ключевыми областями, требующими мониторинга, являются эффективность использования выделенных средств, качество реализации проектов и коррупционные риски.
В этих условиях эксперты рекомендуют внедрить многосценарный подход к бюджетированию в регионах, повысить прозрачность инфраструктурных стандартов, принять долгосрочную стратегию, обеспечивающую рост местных доходов, а также создать социально безопасный механизм перехода регионов из категории доноров в категорию реципиентов.
Qazaq1913.



