8 сентября текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к народу с ежегодным Посланием, в котором затронул широкий спектр вопросов, от цифровизации и внедрения искусственного интеллекта до реформирования политической системы страны. Однако, пожалуй, самым неожиданным и обсуждаемым моментом стало заявление о возможности упразднения Сената и переходе к однопалатному парламенту, передает корреспондент Vestnik19.kz
Предложение об упразднении Сената прозвучало в финале выступления Президента и стало полной неожиданностью для парламентариев и широкой общественности. Токаев подчеркнул, что Сенат играет важную роль в законотворческом процессе, и любые изменения должны быть тщательно обсуждены.
Президент предложил провести широкую дискуссию в гражданском секторе, экспертной среде и действующем Парламенте в течение года, после чего в 2027 году вынести вопрос на общенациональный референдум и в случае одобрения внести соответствующие изменения в Конституцию.
Предложение Президента вызвало оживленные дискуссии о преимуществах и недостатках однопалатной системы. В своем выступлении Токаев не привел конкретных аргументов в пользу реформы, однако мировой опыт показывает, что однопалатные Парламенты имеют ряд преимуществ, особенно для унитарных государств с компактным населением.
Итак, о преимуществах однопалатного Парламента.
Во-первых, ускорение законотворческого процесса. В однопалатной системе путь законопроекта становится короче, исключаются затяжные споры между нижней и верхней палатами. Это особенно важно, например, в периоды кризисов, когда требуется оперативное принятие решений.
Во-вторых, экономия бюджетных средств. Содержание двух палат Парламента требует значительных финансовых затрат. Упразднение Сената позволит сократить расходы на аппарат, зарплаты депутатов и административные нужды.
В-третьих, повышение политической ответственности. Когда решение принимает один орган, избирателям легче отслеживать, кто именно голосовал «за» или «против» того или иного законопроекта.
И о мировом опыте парламентаризма. Согласно статистике, в современном мире более половины национальных Парламентов в разных странах работают в однопалатном формате: 107 из 188. Такая система распространена в унитарных государствах и странах с относительно небольшим населением.
К слову. Думается, предложение Президента Токаева – это лишь первый шаг на пути к возможной парламентской реформе. Впереди – год активных дискуссий и обсуждений в обществе, экспертном сообществе и Парламенте. Решение о судьбе Сената будет принимать народ Казахстана на общенациональном референдуме в 2027 году.
Сумеет ли Казахстан воспользоваться преимуществами однопалатного Парламента? Станет ли реформа стимулом для развития демократии и укрепления политической системы страны? Ответы на эти вопросы мы получим в ближайшем будущем. Ясно одно: Казахстан стоит на пороге значительных перемен, и от того, как страна пройдет этот путь, зависит ее будущее.



