• Картограмма коррупции
  • Комплаенс-служба
Вестник Жетісу
Advertisement
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
-9°C
$ 515.02
€ 604.22
₽ 6.50
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
Вестник Жетісу
Главная Новости Новости Казахстана

«Больше не пересядем на машины с ДВС». Почему водители выбирают электромобили и удобно ли на них ездить

Вестник Жетісу
20 октября, 2023
Новости Казахстана
"Больше не пересядем на машины с ДВС". Почему водители выбирают электромобили и удобно ли на них ездить

Depositphotos.com.

1
просм.
WhatsappTelegram

Стоимость электромобиля в Казахстане начинается от 5,5 млн тенге.

В Казахстане растёт число электромобилей. По данным МВД, их насчитывается более 6600 единиц. Если темпы роста сохранятся, то через пять лет, по прогнозам, электрокаров в стране будет уже 40 тысяч, сообщает Vestnik19.kz со ссылкой на Informburo.kz.

Покупают электромобили чаще в Алматы, но и в столице немало любителей электромашин, несмотря на мнение, что водить электрокар в суровые астанинские морозы невозможно.

Водители из Алматы и Астаны рассказали Informburo.kz, почему они предпочитают электромобили машинам с двигателями внутреннего сгорания.

"Заряда хватает на пять дней"

На подзарядку электромобиля уходит примерно 1500-3000 тенге в месяц, рассказал Темирлан Зиятов, генеральный директор IT-компании OHML Ltd. В феврале 2023 года житель столицы стал владельцем Tesla Model 3. Свой электромобиль он заряжает на паркинге офиса – там находятся платные электрозаправочные станции.

За последний год, по словам водителя, таких ЭЗС в Астане стало больше в три раза. Стоимость электроэнергии на них варьируется от 45 до 60 тенге за кВт. При этом Tesla можно подзаряжать и на фирменных станциях Tesla Supercharger, и это бесплатно. 

"Время подзарядки зависит от типа электрозаправочной станции. Это либо АС (переменного тока), либо DC (постоянного тока). Первые медленные – от 7 до 22 кВт•час, на них подзарядка занимает в среднем от 4 до 8 часов. Вторые быстрые – от 40 до 120 кВт•час, время зарядки на них сокращается до часа в зависимости от ёмкости аккумулятора. На фирменных Tesla Supercharger подзарядка и вовсе – всего 30-40 минут", – рассказал Темирлан Зиятов. 

Одна из главных характеристик электромобилей – запас хода. Он подразумевает количество километров, которое электрокар может проехать на одном заряде батареи. Чаще всего запас хода отличается от указанного производителем.

"Заявленный запас хода на Tesla Model 3 – 475 километров пробега, на практике – 350 километров. Данный показатель у всех разнится в зависимости от манеры езды. Мне полного заряда электромобиля обычно хватает на четыре-пять дней, а зимой – на три-четыре дня. Ещё не было такой ситуации, когда нужно было отбуксировать машину, потому что не хватило заряда. В электромобиле есть функция отображения уровня заряда в процентах, как на телефоне, поэтому я могу планировать свои маршруты. К этому быстро привыкаешь", – заметил Темирлан.

Алматинец Сапар Омаров уже шесть лет водит электромобили и сейчас с супругой владеет двумя китайскими машинами: BYD Han и Volkswagen E-Tharu. Последняя служит им уже три года. На подзарядку двух машин у них уходит 7000-8000 тенге в месяц. Зарядное устройство на 220 В находится на паркинге его дома.

"На Volkswagen для подзарядки достаточно одной ночи, для BYD – сутки, а то и полтора. Этой подзарядки хватает для Volkswagen на пять дней, для BYD – на неделю с учётом того, что мы каждый день ездим по городу. На практике запас хода меньше на 30% от заявленного", – рассказал Сапар Омаров.

Резюме: зарядить электромобиль казахстанцу выйдет в 10 раз дешевле, чем заправить бензином машину с ДВС. Но тут стоит оговориться, что электромобили и стоят дороже. Сейчас цены начинаются от 5,5-6 млн тенге.

"Заводится даже в морозы"

Многие считают, что в Астане невозможно ездить на электромобилях – якобы из-за сильных морозов машина может не завестись. Однако это не так, заверил Темирлан Зиятов.

"Зимой электромобиль ведёт себя отлично. Всегда заводится – даже в морозы. Есть автопрогрев батареи, несколько степеней защиты. С электрокаром абсолютно ничего не случится. Производители и инженеры не зря проводят испытания и в +50°C, и в -50°C. Всё продумано", – уверен Темирлан.

Для Алматы подзарядка авто зимой и вовсе не проблема, добавил Сапар. Разница между сезонами – только в потреблении энергии. Зимой электрокар потребляет примерно на 20-30% больше.

"На ночь я оставляю машины на паркинге, днём они могут простоять весь день на холоде и спокойно завестись. Иной раз машины с ДВС не заводятся в морозы, у электроавто таких проблем нет. Бензиновые или дизельные автомобили надо минут 20-30 разогревать. Здесь же их разогревать не надо: садишься и сразу едешь. Во время езды они сами нагреваются", – пояснил Сапар.

"До Борового доезжаешь с запасом в 40%"

Одна из главных проблем электрокаров – это то, что их запас хода не позволяет преодолевать большие расстояния – доехать из одного города в другой крайне трудно, если между ними больше 300 километров, а всё потому, что на трассах практически не найти ЭЗС. 

"На дальние расстояние я не ездил, только в Боровое – это 235 километров от Астаны. При разрешённой скорости в 140 км/час доезжаешь до места с запасом в 40%. Я считаю, это отличный результат. В любом случае всегда есть возможность зарядиться от обычной розетки в 220В, хотя это и будет очень долго. Знаю, что на трассе Астана – Алматы одноклубникам от безысходности приходилось так заряжаться", – рассказал Темирлан Зиятов.

Для тех, кто часто ездит между городами, решением могут послужить гибриды. В них одновременно используется как ДВС, так и электромотор в паре с небольшим блоком аккумуляторов. На полном заряде и с полным баком проехать на гибриде можно около 1200 километров, а расход бензина сводится к пяти-шести литрам на 100 километров, отметил Темирлан. Но есть один минус: в отличие от электромобилей при покупке гибридов за границей и ввозе в Казахстане нет никаких льгот, а для электрокаров это нулевая ставка по таможенной пошлине и НДС для физических лиц. Так что привезти из-за границы гибрид выйдет дороже.

"Ничего не ломается" 

Электромобили вызывают недоверие у некоторых казахстанцев и потому, что в Казахстане мало официальных дилерских и сервисных центров. Если в машине что-то сломается, то сложно будет найти запчасти. Поштучно производители вам их не продадут, поэтому придётся искать через знакомых – например, через общие чаты водителей электрокаров. Но такие ситуации, по словам водителей, очень редки.

"В первый раз я прокатился на электромобиле шесть лет назад, и мне он сразу понравился. Решил купить, а затем пересадил и супругу. Я больше никогда не куплю машину с ДВС. Причин много: экологичность, дешёвая эксплуатация, сервис не нужен. Если на машине с ДВС через каждые 10 тысяч километров нужно менять масло и фильтры, то на электромобиле сервис может понадобиться только через 40-60 тысяч километров. В техническом плане электрокары проще: они состоят из меньшего числа деталей. Соответственно, вероятность, что что-то сломается, меньше. За шесть лет вождения я ни разу ничего не ремонтировал и не менял на своих электромобилях", – заметил Сапар. 

Такого же мнения придерживается и Темирлан. По его словам, в Казахстане достаточно организаций, продающих автозапчасти и оказывающих сервисные услуги именно для Tesla.

"Сервисный интервал на Tesla Model 3 – 50 тысяч километров, замена тормозных колодок проводится после 100 тысяч километров, замена салонного фильтра – два раза в год. Других эксплуатационных расходов нет. Диагностику делать не нужно: все параметры выводятся компьютером на панель", – пояснил Темирлан Зиятов.

Также важно заметить, что у батарей на электрокарах есть гарантия на 10 лет. На некоторых новых моделях она может прослужить дольше. Как говорят водители, в Казахстане лишь один человек за всё время менял батарею. Такая услуга в среднем стоит 6-10 тысяч долларов.

"На самом деле за последний год популярность электромобилей возросла в десятки раз, так как создаются условия и инфраструктура. В Казахстане этому способствуют льготы, а также низкая стоимость электроэнергии против увеличения стоимости ГСМ, не говоря о стоимости дизельного топлива, которая из-за сезонности дорожает катастрофически. Но мы всё-таки отстаём от соседних стран – Узбекистана и Кыргызстана. У них имеются льготы кратно выше: выдаются специальные "зелёные" номера и льготы на парковки. BYD открыл свой завод и дилерские центры в Узбекистане. Это огромный прогресс, к которому мы должны стремиться", – считает Темирлан Зиятов.

На самом деле электромобилей намного больше

По данным МВД, на конец сентября 2023 года в Казахстане насчитывалось более 6600 электромобилей. Наибольшее их количество было зарегистрировано в Алматы (более 4200 штук) и в Астане (около 1000). Следом – Алматинская область, Шымкент и Карагандинская область. 

По мнению Адильбека Орумбаева, директора по государственному регулированию "Казавтопрома", количество электромобилей в стране может быть больше. 

"По данным МВД, около 100 тысяч автомобилей в Казахстане относятся к категории "иное". Когда они были зарегистрированы, не было указано, на каком двигателе они ездят. Среди этих 100 тысяч есть, конечно же, и электромобили. В целом, по данным игроков рынка, в Казахстане сейчас насчитывается около 15 тысяч электромобилей", – пояснил Адильбек Орумбаев. 

Ежегодно темпы ввоза электромобилей в страну увеличиваются как минимум в два раза, заметил Орумбаев. Если льготы при покупке электромобилей сохранятся, то, по прогнозам, к 2029 году их количество достигнет не менее 35-40 тысяч единиц.

Но даже это не так много в разрезе всего Казахстана. Сегодня в стране около 4 млн легковых машин, а доля электрокаров в идеале должна составлять 5% – то есть 200 тысяч. При достижении этой цифры развитие инфраструктуры для электромашин пойдёт намного быстрее, считает Адильбек Орумбаев. 

"В июле 2023 года была утверждена дорожная карта по созданию инфраструктуры для электромобилей к 2029 году. В данном документе предлагается определить потребные мощности, а также количество ЭЗС, которые необходимо построить в ближайшие годы. Однако сегодня по данному документу госорган ничего не проработал. По всем пунктам идёт статус "В работе". Примерное окончание – до 2024 года. Сегодня госорганы не могут ответить, сколько нам нужно ЭЗС и где их строить", – отметил Адильбек Орумбаев.

По данным участников рынка, Казахстану требуется как минимум 1000 общественных зарядных станций, включая те, что будут расположены между городами. На деле же сейчас их около 400-500.

"Одна из крупных компаний самостоятельно разрабатывает проект по базовой инфраструктуре для электромобилей. Она предлагает проложить кабель вдоль трасс и уже с этого кабеля подпитывать все ЭЗС. Сейчас ведётся обсуждение", – добавил Адильбек Орумбаев.

По словам эксперта, депутаты мажилиса ещё в начале этого года инициировали законопроект о развитии инфраструктуры для электромобилей. В нём предлагают размещать зарядные станции в жилых комплексах и учитывать их при проектировании дорог.

"Сегодня на паркингах жилых комплексов запрещено заряжать электромобили, согласно правилам пожарной безопасности, пункт 1080. Для водителей электрокаров это большая проблема. Хотя, как мы видим, кто-то всё-таки договаривается и заряжает. В законопроекте, который сейчас рассматривается, этот пункт из правил предлагают полностью исключить. Если он будет принят, то для водителей не составит никаких сложностей установить у себя в ЖК на парковочном месте частную электроустановку", – заметил Адильбек Орумбаев. 

Помимо принятия новых законов, увеличить количество электромобилей можно ещё и за счёт дополнительных льгот для юрлиц, считает Орумбаев. 

"Юридические лица платят 12% НДС при ввозе машины из-за границы, в то время как физические лица от уплаты этого налога освобождены. Если мы уравняем физлиц и юрлиц в правах, мы сможем за два-три года насытить рынок электромобилями. И, к слову, тогда проблемы с обслуживанием и автозапчастями отпадут. Сегодня большинство электромобилей было завезено казахстанцами самостоятельно. Они сами должны решать все проблемы с прошивкой, обслуживанием и запчастями. В то время как дилерские центры дают гарантию на проданную машину и оказывают официальное сервисное обслуживание. Это намного безопаснее", – считает Орумбаев. 

 

машиныобслуживаниеэлектромобили
Какими будут минимальная заработная плата, МРП и базовая пенсия в 2026 году

Какими будут минимальная заработная плата, МРП и базовая пенсия в 2026 году

Наталья Денисова
22 декабря, 2025

Многих наших читателей интересует размер основных расчетных показателей, который будет актуален в 2026 году. По их просьбам публикуем этот реестр,...

Главные культурные события 2025 года

Главные культурные события 2025 года

Вестник Жетісу
22 декабря, 2025

2025 год стал для Казахстана годом заметных культурных достижений. Одним из самых значимых событий стало открытие Культурного центра Казахстана в...

Призерам и тренерам XXV Летних Сурдлимпийских игр вручены госнаграды

Призерам и тренерам XXV Летних Сурдлимпийских игр вручены госнаграды

Вестник Жетісу
22 декабря, 2025

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Премьер-министр Олжас Бектенов вручил государственные награды казахстанским спортсменам – участникам XXV Летних Сурдлимпийских игр,...

Общество

Что готовят и сколько готовы потратить на новогодний дастархан талдыкорганцы

23 декабря, 2025
Общество

Сегодня в Талдыкоргане стартовала благотворительная акция «Ғажайып шырша»

22 декабря, 2025
Спорт

Аким области встретился с игроками и тренерами волейбольного клуба «Жетысу»

22 декабря, 2025
Новости Казахстана

Какими будут минимальная заработная плата, МРП и базовая пенсия в 2026 году

22 декабря, 2025
Новости Казахстана

Главные культурные события 2025 года

22 декабря, 2025

Сетевое издание www.vestnik19.kz

Собственник: ГКП на ПХВ «Жетісу Медиа» ГУ «Управление общественного развития области Жетісу»

Редактор веб-сайта: Далекенова М.А.

Номер телефона приёмной: + 7 (7282) 40-20-43

Адрес редакции
Республика Казахстан, область Жетісу, г. Талдыкорган, ул. Балапанова, 28

Газета «Вестник Жетісу» поставлена на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
№KZ27VPY00064533 от 13.02.2023 года.

Сетевое издание «www.vestnik19.kz» поставлено на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.  №KZ78VPY00064973 от 20.02.2023 года.

По вопросам коррупции: +7 (777) 388 0990 

age-registration-sign-18-plus-on-transparent-background-free-png
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
Редакция +7 (702) 991 6174
Реклама +7 (747) 286 2041

© 2023-2025 «Вестник Жетісу». При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Нет результата
Посмотреть все результат
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт

© 2025 vestnik19.kz