В последние годы дошкольное образование в области Жетісу развивается в русле государственной политики, направленной на формирование устойчивого и инклюзивного образовательного пространства. Утвержденная в 2023 году Концепция развития дошкольного, среднего и профессионального образования до 2029 года определила стратегические ориентиры, в том числе и для региона, передает корреспондент Vestnik19.kz
На практике это выразилось в реализации Дорожной карты, активном расширении сети дошкольных организаций, внедрении ваучерного финансирования в городе Талдыкоргане и комплексной модернизации содержания образования.
Показатели охвата говорят сами за себя: на сегодняшний день 99,5% детей в возрасте от 3 до 6 лет охвачены дошкольным обучением. Тем не менее очередь осталась, что указывает на сохраняющийся дефицит мест и требует гибкого подхода к планированию. Только за 2023-й год было открыто 2801 место, в 2024-м — 2535, а на 2025-й год запланировано 1463 места, из которых 598 уже введены в эксплуатацию. Дошкольные организации развиваются не только количественно, но и качественно: значительное внимание уделяется созданию инклюзивной среды, сегодня доступность дошкольных учреждений по этому показателю составляет 73%.
В регионе функционируют коррекционные группы, кабинеты логопедов и дефектологов, внедрены современные технологии психолого-педагогического сопровождения, такие как система «умного зеркала».
Существенную роль в достижении высокого охвата играют частные дошкольные организации. В области функционирует 141 частный детский сад, где обучается более 13 тысяч детей. Государство предоставляет им возможность реализовывать госзаказ на условиях строгого соответствия санитарным, кадровым, противопожарным и образовательным требованиям. Финансирование идет по подушевому нормативу: в 2025 году — 55659 тенге на ребенка в городе и 62027 тенге в сельской местности. Родительская плата при этом остается доступной от 10500 до 21500 тенге в зависимости от района, длительности пребывания и возраста ребенка.
Развитие содержания образования основано на типовой программе, утвержденной Министерством просвещения, которая обеспечивает комплексное развитие ребенка: речевое, логическое, креативное, физическое. Вместе с тем, в детских садах широко внедряются альтернативные методики, включая подход Монтессори, Reggio Emilia, методику Воскобовича и Зайцева. Это делает систему более гибкой и адаптивной к индивидуальным потребностям детей. В отдельных учреждениях, таких как детский сад «Балбөбек», реализуются авторские и интегрированные методики с элементами народной педагогики и STEAM-обучения.
Особое внимание уделяется цифровизации. Электронная очередь, автоматизированное табелирование, мониторинг развития навыков детей через Единую базу НОБД, использование интерактивных досок и обучающих мультимедийных программ давно и прочно стали частью образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий осуществляется дозированно, с учетом возрастных особенностей детей. В ряде детских садов дошкольники знакомятся с робототехникой, получают навыки командной работы и логического мышления, что формирует основу для навыков XXI века.
Педагогический корпус региона насчитывает 3326 специалистов, из которых 65,7% имеют профильное образование. Образовательные организации технического и профессионального образования стабильно выпускают около 110 специалистов в год по направлению «Дошкольное воспитание и обучение» с уровнем трудоустройства 85%. Повышение квалификации проходит систематически: только в 2024 году курсы прошли 225 педагогов, включая методистов и руководителей.
Контроль за качеством предоставляемых услуг осуществляется в рамках государственной системы мониторинга: проверки проводятся управлением образования, департаментом контроля качества в сфере образования, СЭС, МЧС, органами финансового контроля. Несмотря на мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, в случае угрозы безопасности или наличия обоснованных жалоб частные организации также могут быть подвергнуты внеплановым проверкам. В 2024 году по поручению прокуратуры была проведена масштабная межведомственная проверка всех дошкольных организаций региона.
Регулярный анализ родительского мнения выполняется через консультативные пункты (их 245), а также через ежедневную коммуникацию в мессенджерах. Чаще всего родителей волнуют вопросы питания и квалификации персонала. Кроме того, на базе 10 опорных детских садов созданы Центры компетенций, внедряющие лучшие практики в систему, а методическое сопровождение педагогов осуществляют 11 мобильных групп.
Ремонт и строительство детских садов финансируются из местного бюджета. В 2024 году на эти цели было выделено более 500 млн тенге, в 2025 году запланировано еще более 300 млн тенге для пяти дошкольных учреждений. Реконструкции и текущие ремонты проводятся в детских садах всех уровней — от сельских до городских, от государственных до частных. К примеру, в Алакольском районе капитальный ремонт учреждения «Арай» идет с апреля по август 2025 года при бюджете 450 млн тенге. Обновляются детские сады в Ескельдинском, Аксуском районах и областном центре.
Система управления дошкольным образованием в регионе выстраивается в логике «Слышащего государства». Руководитель управления образования регулярно выезжает в учреждения, участвует во встречах с родителями, проводит личные приемы каждую неделю. В 2024 году создан специальный отдел дошкольного воспитания и обучения, что позволило усилить системную и профессиональную работу в этом направлении. Педагоги имеют возможность напрямую обращаться к руководству, делиться предложениями, инициативами и проблемами.
Достижения системы дошкольного образования Жетісу за последние три года находят отражение не только в цифрах, но и в признании на национальном уровне. Детские сады и педагоги региона стабильно занимают призовые места в республиканских конкурсах. В 2025 году победителем конкурса «Лучший детский сад» стал сад №7 города Талдыкоргана под руководством Гульнисы Тулымшаковой, а звание лучшего воспитателя получила Жазира Нурмухаметова из Панфиловского района. Методист Замира Леонова завоевала гран-при на республиканском этапе в 2024 году. Эти результаты говорят не только о профессионализме кадров, но и о наличии устойчивой среды для методического роста и инновационного поиска.
Таким образом, система дошкольного образования области Жетісу демонстрирует сбалансированное развитие, сочетающее в себе высокие показатели охвата, развитие инклюзии, интеграцию частного сектора, цифровизацию процессов и акцент на качество. Это результат последовательной, системной и гибкой политики, ориентированной на интересы ребенка, родителя и государства. На фоне общенациональной трансформации дошкольного сектора регион выступает как уверенный лидер, способный не только внедрять, но и задавать стандарты развития.



