В Ушарале в этом году в шести школах начали работать наставники, которые, помимо образовательного процесса, активно занимаются воспитанием подростков.
Школа сегодня, отмечает Президент страны Касым-Жомарт Токаев, помимо образовательных функций должна выполнять и воспитательные. «Задача учителя наряду со знаниями прививать ученику гуманистические идеалы. В этом вопросе мы, общество, должны уделить этому особое внимание. Активно выполнять эту работу в детских садах и школах», — объяснил Глава государства. И институт менторства, фундамент которого сегодня закладывается в Казахстане, просто обязан возглавить это важное направление в системе образования.
Воспитание начинается с семьи, а родители — главные воспитатели. Семья помогает в принятии моделей поведения, взглядов, ценностей, знаний и навыков. А школа дает теоретические знания, учит работать в коллективе, развивает способности, раскрывает таланты, воспитывает личность.
В 2024-2025 учебном году в шести школах города Ушарала начали работать наставники. Ментор – это, действительно, наставник. Я считаю его другом, который понимает подростка. Наша работа, как и у учителей, связана непосредственно с учениками. Но отличие в том, что менторы следят не за учебой, а за поведением учащихся. Работа наставников напрямую связана с психологами, они проводят различные анкетирования и тренинги, чтобы исследовать поведение учеников. В случае выявления девиантных и групп риска предпринимаются меры профилактики.
В октябре, согласно сетевому расписанию, для учащихся и преподавателей города Ушарала провели лекции с участием специалистов департамента полиции по борьбе с экстремизмом, наркоконтроля, работников местной поликлиники и других специалистов.
На данный момент наставники работают по семи направлениям единой воспитательной программы. Одним из них является развитие у подростков гражданской ответственности и человечности. Это включает в себя умение правильно вести себя в обществе, поддерживать хорошие отношения с окружающими, отвечать за свои поступки.
Приоритетным направлением воспитательной работы в нашей школе является воспитание у детей казахстанского патриотизма и гражданственности, уважения к истории, культуре своей страны, своего края. Реализуется программа «Патриот», направленная на формирование гражданской направленности личности, активной жизненной позиции.
Деятельность ментора-наставника – это не только контроль, но и создание «золотого моста» между родителями, учителями и учениками. Мы стараемся решать любые вопросы и предпринимаем профилактические меры. В будущем мы будем работать на предотвращение насилия и сохранение жизни подростков. Пусть наше подрастающее поколение будет разумным и образованным.
Перизат МАЛГАЖДАРОВА, ментор СШ им. М. Мыңбайұлы, г. Ушарал, Алакольский район.