Продолжается поиск и увековечивание памяти тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Этот может восстановить историческую справедливость и принести утешение семьям, уже потерявшим надежду найти своих близких.
Важность воссоединения с историей становится особенно острой, когда речь идет о поиске родных красноармейцев из Казахстана, погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Активисты и поисковые отряды неустанно трудятся, чтобы вернуть останки тех, кто отдал свои жизни за свободу своей Родины, и увековечить их память. Этот труд не только помогает восстановить историческую справедливость, но и приносит утешение семьям, ранее терявшим надежду найти своих близких.
В нашем интервью представитель поисковой деятельности, профессор Московской академии государственного муниципального управления при Президенте РФ, член Актюбинского землячества г. Москвы Асылбек Толешов поделился своими историями, осмыслением работы и значением этой деятельности для родственников, погибших солдат и будущих поколений.
— Асылбек Куантаевич, когда Вы начали интересоваться деятельностью по поиску родных красноармейцев из Казахстана без вести пропавших (погибших) на фронтах войны 1941-1945 годов и что побудило Вас заняться этой работой?
— Я начал интересоваться поисковой деятельностью почти 20 лет назад. Разыскивал родных красноармейцев из Казахской ССР, останки которых, обнаруживали поисковики. В 2006 году ко мне в Москву приезжали родственники, чтобы посетить места захоронения своих родных, погибших под Ржевом и Вязьмой (прочитать молитву из Корана, взять горсть земли). Я проехал с ними по местам ожесточенных боев и поразился количеству могил и безымянных памятников советским солдатам. Увидел много мест, где красноармейцы захоронены в братских могилах.
Тогда только начиналось распространение поискового движения. Обнаруживали останки солдат, призванных из Казахстана и Средней Азии, их определяли по форме черепов. Так было установлено, что в Оленинском районе Тверской (Калининской области – во время войны) воевали 100 и 101 отдельные национальные стрелковые казахские бригады из Алма-Аты и Актюбинска. Они участвовали в операции «Марс». Из-за неудачного завершения и огромных потерь она была засекречена на долгие годы. Российские поисковики не знали, к кому обращаться по поводу поиска родных найденных ими останков красноармейцев. Делали запросы в Министерство РК, акиматы, где им отвечали, что это не входит в их компетенцию. Когда поисковики узнали, что в Москве есть казахская община, они начали обращаться ко мне. Как—то так получилось, что я взялся за эти поиски, как уроженец Казахской ССР. И мои навыки ученого- исследователя помогли в этой кропотливой работе. Первые родственники красноармейцев, которых мне удалось разыскать, были моими земляками-актюбинцами. Потом распространились поиски родных красноармейцев на другие города и регионы РК. Несколько солдат были уроженцами области Жетiсу.
Возник интерес к этой теме. Стало понятно, что для увековечивания памяти не вернувшихся (погибших) солдат во время ВОВ необходимо заниматься поиском родных и близких красноармейцев. Важно отметить, что в Москве на Преображенском, Донском кладбищах захоронены умершие от ран в госпиталях казахстанские воины — защитники столицы. Знают ли об этом их родные и близкие?
И еще один момент поспособствовал заниматься поиском родных — это посещение мест по приглашению администраций районов, где проходили боевые действия с участием казахстанских воинских формирований, и мероприятий, посвященных знаменательным датам: Дню освобождения территорий и Дню Победы.
— Как собирается информация о солдатах, чьи останки были найдены?
— Это очень кропотливая работа. Информация собирается по крупицам и по архивным данным из базы «Память народа», а также книгам памяти. Если поисковики обнаруживают останки солдата и при нем есть медальон с сохранившей записью — это считается большой удачей и успехом. По нему можно определить имя и фамилию воина, откуда тот призывался. Или Ф.И.О. могут быть выцарапаны на личных вещах солдата (котелках, ножичках, ложках и др.). Особо удачливы те поисковики, которые обнаруживают боевые награды, документы (медали и ордена, удостоверения) и другие знаки различия. Данные о каждом воине устанавливают через ЦАМО МО РФ в г. Подольске и других архивах. Их сведения потом вносятся в данные ЦАМО МО РФ – в базу данных «Память народа». Публикуются в СМИ и на сайтах поисковых отрядов, хранятся в региональных музеях. Например, жительница с. Денисовка С. Король узнала, где похоронен ее дядя, через 11 лет после находки поисковиков. Она случайно увидела сайт, на котором публикуются данные о солдатах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, и нашла запись о ее дяде — сержанте Николае Грине.
— Можете ли рассказать о каких-либо запоминающихся случаях или находках из поисковой практики?
— Случаев много. К примеру, спустя 70 лет после войны сын солдата Жамила Сулейменова из г. Актобе нашел в Москве родных военврача, который в лагере оперировал его отца, вытащив из головы осколок. Тогда Жамил выжил и благополучно вернулся с войны. Эта история, полная переживаний, могла бы стать сюжетом для кино.
— Какие существуют архивные источники для поиска информации о казахстанских красноармейцах, участвовавших во Второй мировой войне?
— В каждом городе, районе, области есть Книги памяти и архивные источники. В России — это ЦАМО РФ в г. Подольске. Есть сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/.
— В каких регионах России чаще всего проводятся поисковые работы и почему именно там?
— Поисковые работы проводятся там, где шли ожесточенные бои, то есть на фронтах боевых действий, в том числе в тылу, а также на местах нападения (бомбежки) вражеской авиации. Например, в Московской, Калужской, Тверской областях, городах Туле и Воронеже.
В г. Ржеве (в окрестностях подо Ржевом), в Оленинском районе Тверской области находят много останков казахстанских солдат, так как именно там воевали казахские 100 и 101 отдельные национальные стрелковые бригады. Также казахстанцы воевали в Новосокольническом, Невельском районах Псковской области, городе Великие Луки. Важно отметить, что большое количество бойцов 100 и 101 стрелковых бригад погибло в Тверской области в ходе операции «Марс». Имена погибших красноармейцев указаны на плитах памятных мемориалов.
— С какими трудностями сталкиваются поисковики в процессе поиска и идентификации казахстанских солдат?
— Трудности возникают при определении (установлении) личности погибшего солдата, особенно при идентификации ФИО: неправильное (неточное) написание казахских фамилий и имен (как слышали, так и писали в те времена). Помню, в апреле 2016 года к нам приезжала Зияда Дельдибекова из Костаная. Ее брат Калита Дельдибеков умер от ран в госпитале г. Владимира. А все началось с того, что поисковик Андрей Чеканов написал мне о том, что во Владимире есть кладбище, где на надгробиях встречаются казахские фамилии. На одной из табличек было написано «Цельдибеков». На казахскую фамилию не очень похожа, поэтому поиски в нужном направлении не велись. А когда предположили, что первая буква (Д), оказалось, что такой человек призывался из Костанайской области. Когда объявление дали в местную газету, нашлась его сестра.
— Какие организации или инициативы занимаются увековечиванием памяти казахстанских красноармейцев?
— В основном, общественные организации, поисковые отряды, афганцы и неравнодушные люди, а также СМИ. К сожалению, в РК не разработаны процедуры, законы о порядке увековечивания памяти без вести пропавших (погибших) солдат, останки которых обнаруживают поисковые отряды. Увековечивание проходит по инициативе самих родных и близких. В практике уже существуют присуждение имен героев классам в школе, открытие мемориальных досок и др.
— Существуют ли специальные базы данных или каталоги, где можно найти сведения о наградах казахстанских красноармейцев?
— Сведения о наградах можно посмотреть в базе данных (на сайте РФ) «Память народа». Этот электронный сайт доступен для просмотра каждому желающему. Ранее и в РК были сведения о казахстанцах, участниках войны (был электронный ресурс-список). Потом, вроде бы его не стало.
— Сотрудничаете с родственниками найденных солдат?
— Конечно. И не только с родственниками, но и с журналистами газет. К примеру, нескольких погибших (пропавших) без вести красноармейцев из областей Жетiсу и Алматинской смогли разыскать их родственники благодаря корреспонденту областной газеты «Вестник Жетiсу» Ирине Карякиной. Родные и близкие солдат выражают благодарность за проделанную работу. Всегда приглашают в гости. Отрадно, что родственники активно поддерживают и участвуют в распространении сведений о каждом найденном солдате и тем самым способствуют поиску родных.
— Какие конкретные примеры героизма казахстанских солдат можно выделить из исторических источников?
— Примеров много, они подробно описаны в литературе и СМИ. Например, снайпер из Карабутака Куанай Абдрахманов в войну уничтожил 373 фашиста. Недавно в казахскую общину г. Москвы обратились поисковики по поводу этого героя. До 2011 года он считался без вести пропавшим, пока не установили, что он геройски погиб и захоронен на территории Польши в г. Ласене. Еще один наш земляк Куатбай Игликов геройски погиб во время операции «Марс». Его останки нашли в Тверской области.
В 2018 году в составе делегации из Москвы я принимал участие в мероприятиях, посвященных 75-летию совершения подвига самопожертвования Бураном Нысанбаевым, в Покровском районе Орловской области и в возложении цветов к памятнику в месте гибели героя. 6 февраля 1943 г. в бою за деревню Лески он ценой своей жизни подорвал вражеский дот. Был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно (23.09.1943 г.).
— Какие значимые памятники и мемориалы, посвященные казахстанским солдатам, были установлены на территории России?
— Это памятники Маншук Маметовой в г. Невеле Псковской области, Алие Молдагуловой в г. Новосокольники Псковской области, г. Санкт-Петербурге. Был установлен памятный мемориал у разъезда Дубосеково Московской области бойцам 316-ой стрелковой дивизии, сформированной в Алма-Ате и Фрунзе. А также памятный мемориал в г. Ржеве, посвященный бойцам 100 и 101 ОНСБ, сформированных в Алма-Ате и Актюбинске. Также памятник бойцам-казахстанцам 312-ой стрелковой дивизии в с. Детчино Малоярославецкого района Калужской области. Именно здесь проходил их последний рубеж. Известно, что за две недели боев из 11347 бойцов дивизии осталось немногим более тысячи. Так детчинцы воздали дань благодарности казахстанцам, заслонившим собой от фашистов их малую родину и Москву.
Также в Калужской области открыли памятную плиту, посвященную воинам 387-ой стрелковой дивизии, сформированной в августе 1941 года из призывников Акмолинской и Карагандинской областей. Бок о бок в ней сражались за мир представители 30 национальностей.
Кроме того, дают имена погибших казахстанцев улицам в освобожденных ими городах. Например, в г. Невеле Псковской области есть улица Маншук Маметовой, Ибраима (Ибрагима) Сулейменова. Установлен бюст первому коменданту г. Невеля Абылхаиру Баймульдину – на площади его имени. Он был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза за проявленный героизм, но звание ему не присвоили. Недавно во всех почтовых отделениях России появился в продаже конверт с изображением памятника Герою Советского Союза Маншук Маметовой, расположенного в Невеле на одноименной улице.
— Какие чувства у Вас возникают, когда находите информацию о солдатах-красноармейцах, земляках, которые сражались за Родину?
— Чувство удовлетворения. Разделяю радость родных и близких по сохранению памяти героев. Возникает чувство гордости и уважения к героям. Положительное восприятие. Пользуясь случаем, хочу назвать имя красноармейца Шалабая Муратбекова, захороненного в братской могиле в г. Воронеже. Возникает вопрос: знают ли родные и близкие воина о его месте захоронения и увековечивания? Из какой он области РК – данных нет.
Для справки: Шалабай Муратбеков, 1902 года рождения. Воинское звание: красноармеец. Дата выбытия: 03.10.1942. Страна захоронения: Россия. Регион захоронения: Воронежская обл. Место захоронения: г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 37 д., братская могила 1. Захоронение: 87403470. Есть небольшая надежда, что может быть, прочитав этот материал, родные и близкие казахского солдата откликнутся.
Сохранение исторической памяти и родословной семьи очень важно в целях военно-патриотического воспитания подрастающей молодежи. Считаю необходимым проведение такой работы на государственном уровне. Хотелось бы, чтобы в 21 веке не было войн. Эти кровопролития приводят к бесчисленным человеческим жертвам и страданиям людей, к разрушениям городов и сел. Жизнь каждого человека дорога и бесценна.
— Как вы оцениваете роль и важность поискового движения в обществе сегодня?
— Отрадно, что спустя 80 лет после войны поисковики находят и восстанавливают данные о казахстанских солдатах, погибших в жесточайших сражениях в годы ВОВ. Уходят ветераны, но остаются их дети и внуки, для которых важна судьба родных и близких, братьев, отцов и дедов, благодаря которым возник и продолжается их род. Так много погибло солдат во время войны, установление их судеб займет много времени и затронет, я считаю, не одно поколение людей. Думаю, имя каждого солдата, не вернувшегося с войны, должно быть сохранено в памяти их потомков, родных и близких. И в этом им могут помочь поисковые отряды РФ. Их память должна быть увековечена в местах их рождения и проживания родных и близких.
Ирина КАРЯКИНА.