В Назарбаев интеллектуальной школе города Талдыкоргана состоялось музыкально-просветительское мероприятие «Домбыра — дастан» – Единый час домбры, призванный погрузить учащихся в мир казахской народной музыки. Этот урок прошел в рамках масштабного проекта «100 күй», который охватывает все регионы страны и 22 филиала АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», передает корреспондент Vestnik19.kz
Мероприятие открылось увлекательным рассказом об истории появления домбры – струнного музыкального инструмента, неразрывно связанного со всей историей степей. На протяжении столетий домбра сопровождала кочевников, являясь не только средством эмоционального выражения, но и своеобразной «летописью» народа, хранящей в своих мелодиях память о прошлом. В казахской музыкальной традиции насчитывается несколько тысяч кюев, многие из которых признаны настоящими шедеврами мирового искусства.
Руководитель домбрового кружка Танжарык Орынбасар мастерски исполнил и подробно рассказал историю нескольких заслуженных кюев. Со сцены прозвучали произведения великого жырау и основателя школы домбровой музыки Курмангазы Сагырбайулы – его трогающий душу кюй «Кішкентай». Зрители также насладились виртуозным исполнением кюя Казангапа Тлепбергенулы «Бөгелек» и по-настоящему вдохновляющим легендарным кюем Нургисы Тлендиева «Аққу». Особое место заняли популярные шедевры «Адай» и «Ақсақ құлан», в которых отразилась вся красота и глубина народной души.
Было отмечено, что некоторые кюи, такие как «Ақсақ құлан», имеют драматическую историю создания и способны передать в музыке даже звук копыт лошади или голос человеческой скорби. Сам Курмангазы Сагырбайулы оставил богатое наследие, написав более 60 кюев, посвященных свободе, природе и судьбе народа.
Ярким и патриотичным завершением мероприятия стал кюй «Жұмыр Қылыш», который в торжественном исполнении ансамбля домбристов NIS Талдыкорган прозвучал особенно мощно и вдохновляюще.
Такой урок не просто знакомит детей с интересными историческими фактами и музыкальными произведениями. Он играет ключевую роль в формировании у учеников глубокого чувства гордости за свои корни, за богатое искусство, которое говорит на языке сердца и времени, укрепляя связь поколений и культурное наследие страны.