Заканчивается учебный год, и даже мы, пенсионеры, вспоминаем, как хороши были школьные годы. На времена расцвета Советского Союза они пришлись у меня, и класс наш был дружный, веселый. Много разных историй мы с одноклассниками вспоминаем, когда собираемся. Но одна из них не только интересная, но и скандальная. До сих пор за нее стыдно.
В общем, однажды мы сбежали с уроков не просто всем классом, а всей школой. Произошло это в двадцатых числах мая, когда учиться уже никому не хотелось, но с посещением занятий было строго.
Накануне десятиклассники нашей сельской школы «запустили шапку», то есть попросили старшеклассников, восьмые и девятые классы скинуться по мелочи, кто сколько может. На что – не объяснили.
Шапку мелочью мы наполняли, сгорая от любопытства, что на эти монетки будет куплено.
А купили парни на эти деньги несколько килограммов прессованных дрожжей. Не тех сушеных гранул, которые сейчас продают в пачках, называя дрожжами, таких в те годы и в помине не было, а настоящих, остро пахнущих, липких пекарских дрожжей, что продавали в магазинах на развес, заворачивая по сто граммов в тетрадные листочки.
Сколько было таких дрожжей в поселковых продуктовых лавках, столько наше школьное братство их и выкупило, оставив домохозяек без возможности печь во дворах в примитивных печах хлеб.
А во дворе нашей школы стояло массивное бетонное строение – туалет с дырками в полу, с отделениями для мальчиков и девочек. Сюда мы и бегали по нужде на переменах. Зимой и летом.
Ввиду того, что грунтовые воды были близко, весной наш туалет был наполнен доверху вонючей жижей, в которой плавали фекалии и жирные белые черви. Вот в эту жижу и вбросили поздно ночью парни целый бумажный мешок дрожжей.
А погода стояла жаркая, днем доходило до тридцати пяти градусов по Цельсию, дрожжи расквасили содержимое выгребной ямы так, что уже с утра после «диверсии» вокруг школьного туалета бегали завхоз и директор школы, стараясь понять, что за пенистая субстанция лезет из сортира и расплывается по двору. Вызвали для расследования ЧП представителей СЭС, те быстро разобрались, в чем проблема, и успокоили директора школы заверениями, что дрожжи «играют не вечно», через несколько дней все заглохнет и просохнет. Но приглашать школьников на занятия, а также для посещения кружков и спортивных секций санврачи запретили, пока школьный туалет не будет приведен в порядок.
И мы дня четыре отсыпались, играли в лянгу, если вы знаете, что это такое, и готовились к экзаменам прямо дома.
Авторов сортирной истории, кстати, никто руководству школы не сдал. Не принято это было тогда – стучать на товарищей.
Канатбек КАМЫСБАЕВ, пенсионер.