Рассказывает главный специалист ДТЗПП по области Жетісу Гульмира Абдрасилова.
Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас весьма сложных, необычных. Она не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику госслужащих.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года утвержден «Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан» (Правила служебной этики государственных служащих).
Моральные нормы являются универсальными нормами в регулировании общественных отношений, поэтому, безусловно, государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным обликом ее работников.
Основные этические требования к госслужащим:
— соблюдение принципов государственной службы;
— честное служение и верность государству;
— соблюдение высших моральных принципов;
— понимание государственных интересов выше индивидуальных целей и задач;
— постоянная борьба с коррупцией в органах государственной службы;
— недопустимость принимать для себя и для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
— недопустимость использования в корыстных целях служебного положения;
— соблюдение конфиденциальности информации, полученной во время выполнения своих должностных обязанностей, недопустимость использования ее как средства получения личной выгоды;
— недопущение в деятельности элементов дискриминации в отношениях с сослуживцами, гражданами;
— соблюдение общепринятых правил поведения в общении с гражданами как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях.
Общие стандарты поведения
Государственные служащие должны:
— способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
— быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;
— обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;
— обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
— противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов;
— повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
— своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
— не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
— не распространять сведения, не соответствующие действительности;
— обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства;
— неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время;
— на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
— не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;
— соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.
Внешний вид госслужащих при исполнении ими служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета госаппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
Они не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним. Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
Гульмира АБДРАСИЛОВА, главный специалист ДТЗПП по области Жетісу.