Молодой педагог и исследователь Олжас Койчибеков, заведующий отделом во Дворце языков города Талдыкоргана, активно интересуется развитием искусственного интеллекта и его пр именением в сфере образования. Совместно с коллегами он стал соавтором учебно-методического пособия «Тілдерді оқытуға арналған платформалар», посвящённого использованию цифровых инструментов в преподавании казахского языка, передает корреспондент Vestnik19.kz
Родился Олжас Кенжебекулы в ауле Кызылжиде Панфиловского района. До четвёртого класса учился в местной школе, а с пятого — в соседнем ауле Кермагаш Арасан.
— В нашем селе живёт около 30 семей, все казахи, и я долгое время не видел представителей других национальностей. Лишь перейдя в пятый класс, я увидел, насколько полиэтничен наш край. С детства обожаю поэзию Махамбета Утемисова, — вспоминает Олжас Кенжебекулы.
Долгое время он не мог определиться с будущей профессией: колебался между медициной и лингвистикой. После девятого класса поступил в Жаркенский гуманитарно-технический колледж по специальности «Учитель казахского языка и литературы», а затем продолжил обучение в Жетысуском университете имени И. Жансугурова.
Свою трудовую деятельность Олжас начал в 2017 году учителем начальных классов в сельской школе. Позже стал преподавателем казахского языка во Дворце языков, а вскоре был назначен заведующим отделом в профильном управлении Аксуского района. Проработав там пять лет, он вернулся в Талдыкорган, вновь возглавив отдел Дворца языков.
В пособии, изданном в прошлом году в Астане, Олжас и его соавтор Молдир Куандык рассматривают не только ChatGPT и Fodeez, но и около двух десятков других образовательных платформ, основанных на ИИ.
— Когда-то люди не понимали телевидения или сотовых телефонов. Бояться не нужно! На самом деле существует две точки зрения: одни считают, что ИИ — наш помощник, другие видят в нём угрозу. Говорят, что он узнает о нас всё и вытеснит человека из многих сфер. Но я думаю иначе, — рассуждает автор пособия.
По мнению Олжаса Кенжебекулы, искусственный интеллект не должен просто выдавать готовые ответы — важно, чтобы он помогал пользователю понимать логику решения задач. Такой подход, уверен он, особенно полезен для школьных учителей и преподавателей языков, работающих со взрослой аудиторией.
— К нам во Дворец приходят взрослые слушатели. Подход к ним отличается от школьников: многие имеют по два и более высших образования, заняты на основной работе и стремятся усовершенствовать знания казахского или английского языков. Кто-то приходит просто, чтобы провести время с пользой. Всё это нужно учитывать в работе, — отмечает педагог.
Что касается учителей, Олжас убеждён: полностью перекладывать учебную нагрузку на ИИ нельзя. Он может облегчить процесс подготовки — составить сборники тестов, презентации или планы занятий, — но главное слово всё равно остаётся за человеком, учителем-предметником.
Сегодня во Дворце языков и его районных подразделениях ежегодно обучается около пяти тысяч человек. Курсы по казахскому и английскому языкам проводятся бесплатно, и интерес к ним, по словам Олжаса, не снижается из года в год.
В ближайших планах молодого специалиста — разработка отечественной платформы искусственного интеллекта.
— Не нужно бояться ИИ! Его можно сравнить с книгой: если брать из него всё разумное и использовать для развития, а не для поиска готовых ответов, это принесёт только пользу, — уверен Олжас Кенжебекулы.



