Корреспондент Vestnik19.kz подробно рассказывает о сегодняшнем состоянии дороги республиканского значения.
Поступательно пошла вверх кривая транзитного, торгового, туристического потенциалов области Жетiсу с завершением реконструкции автотранспортного коридора Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск, рассказывает корреспондент Vestnik19.kz
По Жетісу проходит более трехсот километров этой дороги, и прежде всего, это путь на озеро Алаколь, пожалуй, самый популярный в Казахстане туристический объект этого лета. Капитально отремонтированное за 164 миллиарда тенге шоссе идет от областного центра Талдыкоргана до самых поселков Акши и Коктума на побережье. И дикие туристы, и те, что едут в составе организованных групп, в восхищении от нового пути.
— Буквально вчера вернулись с семьей с Алаколя, и что хочу отметить, — рассказывает житель Талдыкоргана Саулет Ильясов. – В былые годы эта поездка меня, так как я всегда за рулем семейного микроавтобуса, выматывала. Сначала добираешься по так себе трассе несколько часов с тремя остановками до Акши. Отсыпаешься, отдыхаешь, пока твоя семья предается отдыху на воде, затем еще добрые шесть часов крутишь баранку, чтобы отвезти жену, детей и тещу домой. В этот раз мы по прекрасной дороге добрались из Талдыкоргана до Акши за три с половиной часа, потратив при этом полчаса на одну остановку, попить чаю. Отдохнули на озере и без приключений через день на закате доехали до Талдыкоргана обратно.
Если быть точными, общая протяженность участка реконструкции автодороги Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск по территории области Жетiсу составляет 314 километров. Что важно, в результате реконструкции повышены технические параметры автодороги: 32 километра переведены на первую техническую категорию и 282 км — на вторую техническую категорию, здесь две полосы расширены до 9 метров.
Отметим, что на данный момент, собственно, завершена только сама трасса, на всем ее протяжении уложен верхний слой дорожного покрытия, по дороге уже идет большой поток автомобилей, и продолжаются работы по формированию придорожного сервиса и объектов поддержки автобана в надлежащем эксплуатационном состоянии.
— Но стоит все-таки очертить масштабы проекта в пределах региона, — рассказывают в пресс-службе АО «НК «КазАвтоЖол». — На том участке автотрассы Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск, что проходит по области Жетiсу, например, построено 27 автомобильных мостов, уложено более 350 водопропускных труб, уже установлено более полутора тысяч опор освещения, и работы по освещению трассы продолжаются. Вдоль дороги появились тысячи погонных метров перильного и барьерного ограждения. Повсеместно устанавливаются необходимые дорожные знаки, их будет всего около двух тысяч.
Не каждый обыватель, думается, в курсе, что, когда разворачиваются дорожные проекты, подобные описываемому нами, в каждом регионе, где будет идти строительство, проходят общественные слушания, на которых население высказывает все предложения и пожелания, связанные с грядущей стройкой. В последние годы у людей практически во всех регионах пожеланий два: чтобы как можно больше местного населения получило работу у подрядчиков, и чтобы была обеспечена как можно пунктуальнее безопасность движения, ведь в Казахстане вдоль трасс расположены тысячи населенных пунктов.
— В ходе строительства участка, о котором идет речь, подрядчиками было задействовано пять асфальтобетонных заводов, более 500 единиц дорожно-строительной техники и порядка 700 человек персонала, при этом основная часть работников привлечена из местного региона, — пояснили в АО «НК «КазАвтоЖол».
Что касается дорожной безопасности, то главный вопрос, который жители области Жетiсу поднимали в ходе общественных слушаний, это преграды от скота, которого очень много в селах вдоль трассы, где должна была идти реконструкция. Скот имеет привычку выходить на дорогу, создавать на ней опасные ситуации, десятки дорожно-транспортных происшествий происходят в регионе из-за выскочивших в сумерках перед автомобилями жеребцов или буквально вставших посреди трассы любопытных коз.
В последнее время владельцев домашнего скота, спровоцировавшего ДТП, довольно часто, если найдут, привлекают к административной ответственности и наказывают штрафами. Выпас скота на полосе отвода автомобильных дорог влечет административную ответственность по статье 633 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан. И в соответствии с требованием статьи 615 КоАП РК, в отношении погонщиков, ведущих по дороге вьючных, верховых животных или стадо, также предусмотрена административная ответственность. Для того, чтобы переправлять скот через крупные дороги, на них обустраивают скотопрогоны.
— Но многие люди, как владельцы животных, так и автомобилисты, полагают, что при реконструкции дорог на тех участках, где сельхозживотные появляются наиболее часто, все же лучше делать специальные ограждения, и в случае с трассой, которую мы описываем, это пожелание было учтено, — рассказывает заместитель руководителя филиала АО «НК «КазАвтоЖол» по области Жетiсу Жасулан Калтаев. – Сетчатое ограждение от животных сейчас есть вдоль 106 километров этой дороги.
Не менее важны для туристов, а также водителей, санитарно-гигиенические узлы по пути следования. Есть даже расхожая фраза о том, что по наличию комфортных туалетов вдоль трасс судят о стране в целом. Ибо, как разруха у людей начинается с сортиров (помните слова великого классика?), так и порядок – с них же. При реконструкции трассы Талдыкорган — Калбатау — Усть-Каменогорск это учтено, и на том участке дороги, что в области Жетiсу, типовых санитарно-гигиенических узлов предусмотрено десять. АО «НК «КазАвтоЖол» после завершения строительства каждого такого узла передает его в конкурентную среду, не беря с тех предпринимателей, что хотят трудиться в придорожном сервисе, за аренду ни копейки. Единственное условие для бизнесмена – поддержка исправного эксплуатационного состояния санитарно-гигиенического узла круглые сутки, работать должны, в том числе, и кабинки для маломобильных граждан. Туалеты предприниматели делают, конечно, платными, так как идет большой расход воды и средств для уборки. А попутно устанавливают в модульных зданиях узлов кофе-автоматы, холодильники с напитками, продают всякую мелочь, в сезон пускают на свою территорию реализаторов овощей, фруктов и бахчевых.
И конечно, как нельзя важно после строительства или реконструкции любой дороги строго поддерживать ее эксплуатационное состояние. Для этого вдоль трасс, как правило, строят дорожно-эксплуатационные участки для размещения техники и материальных ресурсов, или дорожно-эксплуатационные пункты.
— В области Жетiсу дорожным проектом, о котором идет речь, предусмотрено строительство двух дорожно-эксплуатационных участков в селе Жансугуров и городе Ушарале, а также одного дорожно-эксплуатационного пункта в селе Кабанбай, — рассказал Жасулан Калтаев.
На сегодня по ДЭУ в селе Жансугуров работы выполнены на 80 процентов: завершены работы по возведению административных, производственных и складских помещений. Продолжаются отделка и облицовка зданий.
По ДЭУ в Ушарале работы выполнены на 65 процентов: продолжаются отделочные работы административного здания, возведение стен материального склада, а также работы по устройству канализационной системы. По ДЭП в селе Кабанбай работы выполнены на 30 процентов: идет устройство фундаментов зданий и сооружений.
Это крайне необходимые региону объекты, так как при наличии дорожно-эксплуатационных участков и пунктов более быстрой и эффективной становится, например, уборка снега с трассы в зимний период или текущий ремонт дороги.
Наталья ДЕНИСОВА.