Во многих государствах социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств не могут быть экономически активными. В Казахстане с 2005 года существует и доказывает свою состоятельность законодательная база в области обязательного социального страхования населения от социальных рисков. Система обязательного социального страхования создана в целях соцзащиты граждан на случай, если случается событие, влекущее потерю дохода. Подробнее об этом мы побеседовали с гостьей из Астаны, представителем АО «Государственный фонд социального страхования» (далее — ГФСС) Гульбагилой Болатбековой, передает корреспондент Vestnik19.kz
Гульбагила Конырбаевна рассказала о том, что система обязательного социального страхования в Казахстане является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения. Она основана на принципе ограниченной солидарности – уплата социальных отчислений в ГФСС производится за работающее население. Получателями социальных выплат являются лица, за которых поступили социальные отчисления в фонд и у которых наступил случай социального риска.
Согласно казахстанскому законодательству, система охватывает следующие социальные риски: утрату трудоспособности; потерю кормильца; потерю работы; потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлению (удочерению) новорожденного ребенка, а также уходом за ребенком по достижении возраста полутора лет. Ранее выплаты по уходу за ребенком осуществлялись на протяжении одного года с момента рождения, с 2023 года они выплачиваются до достижения полутора лет.
— Важно понимать, что социальные выплаты не являются заработком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска, — подчеркивает наша собеседница.
Таким образом, подобные выплаты предназначены для решения социальных вопросов и должны полностью исключить возможность обогащения отдельных недобросовестных лиц за счет системы.
В настоящее время по республике система охватывает более 6,8 млн человек. По итогам прошлого года социальные выплаты получили около 1,4 млн чел. на сумму 958 млрд тенге. При этом поступления в фонд оказались намного ниже и составили порядка 635 млрд. Разница составила около 322 млрд тенге и была покрыта за счет накопленных активов фонда. Средства фонда аккумулируются в Национальном банке.
Напомним, что за работающее население в ГФСС выплаты делают работодатели, если правовой статус работника определяется рамками Трудового кодекса. Проще говоря, за человека, у которого на руках есть трудовой договор, социальные отчисления в ГФСС уплачиваются за счет средств работодателей. Но есть категория граждан, которые получают доходы по договорам гражданско-правового характера. Работодатели от дохода указанных лиц удерживают социальные отчисления и перечисляют в ГФСС.
Как отмечает Гульбагила Конырбаевна, в структуре выплат основная доля приходится на перечисления, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82 процентов от общего объема выплат из Фонда. Предусмотрены также две долгосрочные социально-значимые выплаты – по случаям утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных перечислений существует поддержка при потере работы.
Ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами. Во многом причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений. На сегодняшний день по республике зафиксировано более десятка случаев, похожих на подобное завышение дохода. Расследование каждого случая проводится компетентными органами индивидуально.
Принятые на данный момент изменения предусматривают ограничение среднемесячного дохода семикратным размером минимальной заработной платы при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей. Следующее изменение коснулось исключения из расчета социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков. Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.
Также наша собеседница рассказала, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы.
Сегодня с появлением Цифровой карты семьи и других нововведений в области цифровых технологий, начисление всех положенных выплат упрастилось. Получателям достаточно взять в руки смартфон или ноутбук и, не выходя из дома, оформить все документы. Также существует возможность подать заявку на получение той или иной выплаты через местные офисы «Правительства для граждан».
Всю необходимую информацию можно посмотреть на сайте gfss.kz. Лица, находящиеся в активном поиске работы, могут зарегистрироваться через enbek.kz.



