37 лет декабрьским событиям 1986 года.
Оглядываясь назад, в прошлое, я понимаю, что никто не был готов к подобному, поэтому события декабря 1986 года имели такие печальные последствия.
В те исторические дни я был студентом 5 курса сельскохозяйственного института, за плечами уже были 2 года службы в армии. 16 декабря Динмухамеда Конаева освободили от должности, начались вопросы среди студентов по новостям, слышали разговоры, говорили и обсуждали тему назначения первого секретаря ЦК КПСС Г.Колбина.
В те дни было очень холодно, стояли лютые морозы. Каждый день мы ходили на занятия, ставили отметки о посещении и бежали дальше на площадь Брежнева — в эпицентр декабрьских событий. Площадь была заполнена возмущенными студентами, прибывшими для участия в митинге, здесь же, в оцеплении, находилась милиция. А тех, кто находился там и ночью, оказывается, потом арестовывали и допрашивали.
16 декабря на площади мы увидели оцепление с обеих сторон. Рядом стояли пожарные машины, стояли солдаты в масках и оружием в руках. Молодежь с транспарантами в руках пела песню «Елімай». С трибуны раздавались голоса выступающих, которые громко скандировали о том, что руководить страной должен выходец из народа, из Казахстана. В тот вечер, да и в следующие дни мы возвращались раздосадованные, не зная, чем все это закончится.
17–18 декабря ситуация на площади, да и по всему городу, обострилась, милиция пустила в ход дубинки. Стычки с полицейскими, призывы молодежи не сдаваться и отстоять свою позицию — это был хаос и противостояние наивной казахской молодежи и представителей власти.
Тогда многие хотели просто получить ответы на свои вопросы. Но, к великому сожалению, продуктивного диалога с руководителями республики и ЦК КПСС не получилось, надежды народа не оправдались. Только некоторым удалось благополучно вернуться живыми с площади и избежать гонений и пыток. Но, к сожалению, меня и двоих моих друзей 19 декабря задержали. С 19 декабря до первой половины апреля – нескончаемые допросы, множество вопросов, пытались понять степень моего участия и вины в причастности к декабрьским событиям. После определенных усилий и трудностей мне удалось вырваться из этого круга, меня не отчислили. Я смог сдать выпускные экзамены, получить диплом специалиста и вернуться домой к своим родным.
До сих пор не дают покоя мысли о том времени, о несправедливости и жестокости судьбы молодых людей, которые погибли в декабрьских событиях 1986 года. Об этом и многом другом мы вспоминаем с болью в сердце. Мы должны знать свою историю, любить родную землю, свой народ.
Нурлан КУАТОВ, ведущий инженер агентского пункта ФАО «KTZExpress» «KTZECommerse» ст. Достык.