27 мая 2024 года в адрес Министерства промышленности и строительства РК поступила петиция под названием «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации». В петиции утверждалось, что эти сборы негативно влияют на экономику и рынок.
Министерство провело тщательное рассмотрение петиции, изучив все доводы и проведя встречи с представителями заинтересованных сторон, передает Vestnik19.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
По итогам рассмотрения было решено отказать в удовлетворении петиции.
В петиции утверждалось, что утилизационный сбор: уничтожает конкуренцию, приводит к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику, устаревает парк автомобилей, АО "Жасыл Даму" не выполняет свои обязательства по утилизации.
Уполномоченные государственные органы и организации выразили несогласие с доводами петиции и поступившими по ней комментариями:
- Утилизационный сбор:
- Увеличил долю переработки и утилизации твердых бытовых отходов с 2% в 2016 году до 23% в 2023 году.
- С 2016 года по январь 2022 года было утилизировано 197 816 вышедших из эксплуатации транспортных средств.
- Направлен на решение экологических вопросов и косвенно способствует развитию отечественного производства.
- Привлек в автопром Казахстана такие компании, как General Motors, KIA, Hyundai, JAC, Skoda, Yutong, Chery, GWM, Changan и другие.
- Увеличил инвестиции в автопром за 2018-2022 годы до 56,9 млрд тенге.
- Увеличил налоговые поступления от автопроизводителей за 2018-2022 годы до 68,5 млрд тенге.
- Обновил парк легковых автомобилей: доля автомобилей до 3-х лет увеличилась с 8,2% до 13,6%, а доля автомобилей старше 10 лет снизилась с 73% до 63%.
- Сбор за первичную регистрацию:
- Является эффективным механизмом для обновления парка и регулирования ввоза старых и неэкологичных автомобилей.
- Стимулирует спрос на новые автомобили.
- Утилизационный сбор на сельхозтехнику:
- Не входит в стоимость производимой в Казахстане техники.
- Позволил обновить парк СХТ за счет программы льготного лизинга на 50 млрд тенге.
- Сделал доступными для фермеров все виды импортных и отечественных тракторов и комбайнов.
- Стимулировал производство отечественной сельхозтехники: более 85% тракторов и более 78% комбайнов, реализуемых в Казахстане, являются отечественными.
Министерство промышленности и строительства РК считает, что утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию являются необходимыми инструментами для развития экономики Казахстана, защиты окружающей среды и обновления парка транспортных средств.
Заявитель петиции имеет право обжаловать решение министерства.
С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке