• Картограмма коррупции
  • Комплаенс-служба
Вестник Жетісу
Advertisement
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
-2°C
$ 517.66
€ 606.49
₽ 6.44
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт
Нет результата
Посмотреть все результат
Вестник Жетісу
Главная Новости Общество

Наурызнама: шаг к осознанию и возрождению традиций

Вестник Жетісу
26 марта, 2024
Общество
Наурызнама: шаг к осознанию и возрождению традиций
3
просм.
WhatsappTelegram

В 2024 году в Казахстане впервые проводилась декада Наурызнама. Насколько это актуально и значимо, в интервью поделился автор многочисленных исследований казахских традиций, филолог, писатель, доцент КазНУ имени аль-Фараби Кайрат Жанабаев.

В этом году в Казахстане принято решение удлинить празднование Наурыза и придать особый смысл каждому дню в рамках декады Наурызнама. Насколько это актуально и значимо, поделился автор многочисленных исследований казахских традиций, филолог, писатель, доцент КазНУ имени аль-Фараби Кайрат Жанабаев.

— Решение о праздновании декады «Наурызнама» принято высшим руководством нашей страны, и думаю, что это частично правильно. Реально весенний праздник Наурыз с древних времен проходил в течение месяца, то есть примерно с ночи 21 марта по ночь 22 апреля. Это не точное время, оно иногда меняется. Например, в 2024 году день весеннего равноденствия наступит 20 марта, но в целом праздновали в течение месяца. В современных условиях такой длительный срок празднования практически невозможен, поэтому решение о проведении декады разумно. Со временем, думаю, будут внесены какие-то новые дополнения и изменения, хотя название Наурызнама смотрится поэтически и символически: оно связано с мифами и историческими преданиями по типу «Огузнама» и «Тотынама». И все же считаю более правильным его традиционное название Наурыз мейрамы, или Ұлыстың ұлы күні, без поэтических добавлений.

— Согласно декаде Наурызнама, каждый день празднуется особенно, начиная с 14 марта — день созидания, 15 марта — день милосердия, и т.д. Могли бы подробнее рассказать, как раньше эти смыслы проявлялись в обычаях и традициях?

— На западе Казахстана сохранились многие другие весенние обряды, предшествующие главному празднику. Это говорит о древности Наурыза, название и история которого восходят к Новому году, Новому дню, Новруз — по иранской традиции. Это отмечено в древнеиранских источниках. Но сам праздник значительно древнее. Он восходит к языческим обрядам и ритуалам в честь божества Земли-Воды Ыдык Йер-Суба, казахского Жер-Су. В народе бытует легенда о некоем юноше, который спешил с радостной вестью о приходе весны. Он так сильно спешил, что сообщил людям эту новость раньше самого праздника, предвосхитив его. Так кочевники стали отмечать и эти праздники, как бы готовясь к основному.

Например, 14 марта, Көрісу күні, день встречи, рукопожатия, или по-другому — Амал мерекесі, день выхода из трудной зимы, суровых испытаний. Это счастливое время встреч с дальними и близкими родичами, с соседями, которых не видели целую зиму: жизнь продолжается, и все лучшее впереди, а все трудное — уже позади. Поэтому так важно ценить родню, дружить с соседями, общаться с другими родами и племенами, держать слово, беречь свои родовые пастбища, обильные водой и травой. Это время, когда кочевники начинают передвижения к весенне-летним стоянкам, и время прощания со своими зимними қыстау. Оно отмечено и как қайырымдылық күндері — время милосердия и благотворительности, мира, добрососедства и взаимопонимания между кочевниками, утверждая вечные ценности народа, который по своей природе всегда был всепрощающ, гостеприимен, миролюбив и добросердечен.

Исполнение духовных заветов предков — главная ценность народа. Они связаны с празднованием Наурыза. К этим культурным ценностям относятся традиции гостеприимства, приготовление наурыз көже, освящение оставляемых или вновь посещаемых кочевий и т. д. Все эти ритуалы зиждились на древнем Степном Знании — Дала Ілімі, а оно передавалось тысячелетиями в виде устного учения Атадан ұрпаққа (от предков к потомкам). Праздник Наурыз, Ұлыстың ұлы күні, воплощая эти ценности, утверждает, несмотря на все трудности и лишения, светлую жизненную философию казахского народа.

— Декада Наурызнама для рядового казахстанца возникла неожиданно, и пока какого-то глубокого осмысления и чувства праздника многие не ощущают. Что можно сделать на практике, чтобы Наурыз мейрамы стал осознанным духовным праздником?

—  Да, это продумано сверху, на государственном уровне, но сам праздник Весны всегда жил и сегодня живет в памяти народа. Чтобы произошло глубинное осмысление этого феномена, необходимо знать о его происхождении, о связи с Тенгрианским календарем, о его основателе, пророке Зороастре, который занес этот праздник в Иран, откуда пошло его название: Новруз (Новый день, Новый год). Известная исследовательница М. Бойс пишет, что с глубокой древности это был праздник Огня. Во времена Зороастра, выходца из приволжских племен, этот день в Иране называли праздник Фраваргин в честь усопших предков, фравашей (аруахов). Поэтому знать тенгрианские истоки и ритуалы этого древнего весеннего праздника просто необходимо.

— Тюльпан стал логотипом Наурыза. Какое значение он имеет для казахстанцев в историческом ракурсе?

— Хорошо известно, что Казахстан — родина тюльпанов. И красные маки, и тюльпаны, и красная полынь (изен) в древности олицетворяли капли крови героев на полях сражений. Эти образы звучат в поэзии жырау. Эти красные цветы символизировали не только души предков-героев, не только хрупкость человеческого бытия, но и духовное бессмертие героев, и выбор такого логотипа вполне разумен. «Ведь и алые маки весной. Отцветут, как призрак земной…», — как поэтично описал Махамбет.

— Расскажите подробнее о тесной связи Наурыза с природными циклами.

—  Надо знать Тенгрианский календарь и звездную мифологию народа. Празднование Наурыза связано с весенним кочевьем, с положением Солнца и звезд, по законам которых жил кочевник. Солнечно-звездные законы были спасительными для кочевников, живших в суровых природных условиях. Большое значение в древности имела Шолпан (Венера). Весной она шла с востока, олицетворяя любовь, плодородие, материнство, а зимой появлялась на западе в виде злой старухи Тұл Қатын, грозящей человечеству. И Наурыз — праздник Весны, любви и обновления — связан с Шолпан, которая в древности выступала божеством любви у многих народов мира. Есть много мифов, говорящих о ней как о покровительнице животных.

—  Могли бы рассказать о сакральных смыслах Наурыза?

—  В древности тюрки поклонялись божеству Земли-Воды, великому Йер-Субу (Жер-Су). По одной из версий, это божество было сыном богини Умай и Тенгри. Тюрки пели гимны земле и воде, собираясь задолго до восхода солнца у рек и озер, проводя боевые игры и состязаясь в айтысе. Так они восхваляли древнее божество. Вода, как и огонь, имела сакральный смысл, и все законы, связанные с ее почитанием и правильным применением, свято оберегались. Вода — основный компонент ритуальной пищи наурыз көже, куда добавляются и другие продукты, общее число которых составляет 7. Семь — сакральное число у многих народов. У казахов семь — жеті — символизирует полноту, достижение, гармонию. Формулы Жеті ата (семь поколений), жетіген (легенда о музыкальном инструменте, связанная с гибелью семи братьев), Жетісу (Семь рек), Жеті Қарақшы (созвездие, обозначающее Семь разбойников) и т.д., — говорят о мифологическом, историческом, этнографическом и ином богатстве этих названий. Семь элементов сакрального напитка наурыз көже даруют людям силу, знание, чистоту, богатство, достаток и здоровье.

— Насколько сейчас в Казахстане сохранены традиции и культура празднования Наурыза?

—  Были годы, когда традиции древнего Наурыз мейрамы были забыты. Идеологи, обозначив его как религиозный праздник, запретили его, а сейчас он вновь вернулся к народу, хотя посадка деревьев, встреча гостей, помощь ближнему жили в сердце народа с древних времен. Народ искал в трудном мире счастья, гармонии, благоденствия. И это счастье приносил ему праздник Ұлыстың ұлы күні: тогда пресекались ссоры и раздоры, между родами царили мир и согласие.

—  Что может сделать каждый в Наурыз, чтобы соприкоснуться с праздником не теоретически, а в своем сердце?

—  Посадить дерево в своем дворе и заботиться о нем; принести продукты одиноким или особо нуждающимся, и тогда и им, и вам будет приятно. Помолиться утром солнцу, небу, Творцу за удивительную жизнь, за чудо редкой радости от ощущения всего этого земного великолепия, и возблагодарить за все это отца и мать своих, давших вам жизнь. Ощутить себя сильным, щедрым, красивым человеком, помогая людям на этой голубой и удивительной планете Земля, в этом «лучшем из миров», как писал Вольтер.

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

декадаинтервью
В Талдыкоргане начато строительство реабилитационного центра на 150 мест

В Талдыкоргане начато строительство реабилитационного центра на 150 мест

Вестник Жетісу
22 декабря, 2025

В городе Талдыкоргане начато строительство реабилитационного центра для людей с инвалидностью на 150 мест. Об этом стало известно в ходе...

Педагог из Панфиловского района  помогает молодежи развивать лидерство и человечность

Педагог из Панфиловского района помогает молодежи развивать лидерство и человечность

Асель Мукашева
22 декабря, 2025

В современном Казахстане образ молодого лидера формируется не только через амбиции, но и через реальный вклад в развитие регионов. Одним...

Энергетики Алакольского района встречают зиму в полной готовности

Энергетики Алакольского района встречают зиму в полной готовности

Вестник Жетісу
21 декабря, 2025

Профессионально и с полной отдачей работает в праздничные, зимние дни коллектив Алакольского РЭС. Обеспечивать стабильное снабжение потребителей электроэнергией в суровых...

Новости Казахстана

Кого считают «Человеком года» казахстанцы

22 декабря, 2025
Общество

В Талдыкоргане начато строительство реабилитационного центра на 150 мест

22 декабря, 2025
Общество

Педагог из Панфиловского района помогает молодежи развивать лидерство и человечность

22 декабря, 2025
Новости Казахстана

МВД опровергло слухи о досрочной замене водительских удостоверений

22 декабря, 2025
Новости Казахстана

Глава государства участвовал в заседании ВЕЭС в узком составе

22 декабря, 2025

Сетевое издание www.vestnik19.kz

Собственник: ГКП на ПХВ «Жетісу Медиа» ГУ «Управление общественного развития области Жетісу»

Редактор веб-сайта: Далекенова М.А.

Номер телефона приёмной: + 7 (7282) 40-20-43

Адрес редакции
Республика Казахстан, область Жетісу, г. Талдыкорган, ул. Балапанова, 28

Газета «Вестник Жетісу» поставлена на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
№KZ27VPY00064533 от 13.02.2023 года.

Сетевое издание «www.vestnik19.kz» поставлено на учет в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.  №KZ78VPY00064973 от 20.02.2023 года.

По вопросам коррупции: +7 (777) 388 0990 

age-registration-sign-18-plus-on-transparent-background-free-png
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
  • Главная
  • О газете
  • Подписка
  • Реклама
  • Контакты
Редакция +7 (702) 991 6174
Реклама +7 (747) 286 2041

© 2023-2025 «Вестник Жетісу». При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Нет результата
Посмотреть все результат
  • Главная
  • Общество
  • Новости Казахстана
  • Экономика
  • Происшествия
  • Спорт

© 2025 vestnik19.kz