Когда столбики термометров зашкаливают за +40, пассажиры общественного транспорта становятся заложниками невыносимых условий. Автобусы, курсирующие по улицам Талдыкоргана, превращаются в настоящие «движущиеся парилки». Воздуха нет, вентиляция почти не работает, а кондиционеры… просто отключены. Или их нет вовсе, рассказывает корреспондент Vestnik19.kz
Жалуются все: пенсионеры, дети, работающие люди. В часы пик автобус набивается до отказа, а внутри — духота, пот, удушье. Окна, если и открываются, не спасают. Про кондиционеры говорить и вовсе не приходится. Они работают всего на нескольких автобусах. Большая часть техники их попросту игнорирует.
В условиях экстремальной жары поездка на общественном транспорте становится настоящим испытанием. Люди теряют сознание, у пожилых поднимается давление, дети капризничают и плачут. Медики предупреждают: пребывание в такой «бане» может закончиться тепловым ударом и госпитализацией. Но перевозчики и чиновники, ответственные за пассажирские перевозки, словно живут в другом климате.
Самое тревожное — системность этой проблемы. Уже не первый год жара приходит внезапно, как будто летом не бывает +40. Но на уровне городского акимата и компаний-перевозчиков не принимается никаких реальных мер. Автопарк пополняется медленно, контролирующие органы закрывают глаза, штрафы мизерные, а реальные претензии пассажиров тонут в бюрократии.
Если бы в жару отказали кондиционеры в самолетах или поездах, это вызвало бы скандал республиканского масштаба. Но почему-то общественный транспорт можно превратить в раскаленный металл, где каждый пассажир сам по себе, и никто за его здоровье и безопасность не в ответе. Это лакмус того, насколько в городе ценят человека и его комфорт. Или, скорее, не ценят.
Проблема кондиционеров — это не только про жару. Это про уважение. Про то, что условия, в которых мы передвигаемся, говорят о приоритетах акимата. Если автобусы работают по принципу лишь бы довезти, значит, никакие громкие слова о «повышении качества жизни» не стоят и копейки.
Жара пройдет. Но вопрос остается: сколько еще лет мы будем страдать в автобусах без кондиционеров, пока кто-то, наконец, не включит не только технику, но и совесть?
Отдельный вопрос по водителям, которые вынуждены в сильную жару работать в автобусе, отвечать за безопасность людей. Не потому ли сегодня молодежь не спешит сесть за руль общественного транспорта, чтобы летом не «умирать» от жары, а зимой от холода. Мы же все знаем, что состояние общественного транспорта оставляет желать лучшего. Старые автобусы уже давно выработали свой ресурс, но продолжают курсировать по маршрутам, гремят на кочках, плохо вентилируются, а зимой в них замерзают окна. В таких условиях говорить о комфорте не приходится ни для водителей, ни для пассажиров. Особенно тяжело приходится водителям, которым приходится проводить за рулем по много часов в сутки. Без кондиционеров, без нормальной шумоизоляции, с изношенным рулевым управлением — это работа не на здоровье, а на износ.
Разве можно в таких условиях ждать, что молодежь будет стремиться пойти работать водителем автобуса? Сегодня молодежь ищет не только заработок, но и уважение к своему труду, условия, в которых можно работать достойно и безопасно. А пока этого нет, вакансии остаются открытыми, а качество перевозок страдает.
Если мы хотим улучшить ситуацию, нужно начинать с главного — с условий труда. Новые автобусы, оснащенные системой климат-контроля, удобными креслами и элементарной техникой безопасности, должны быть не роскошью, а необходимостью.



