Суббота, 18 Мая 20:18:27
Главная » Новости » Страницы истории » Новые петроглифы Жетiсу: археологическое открытие в ущелье Сарыбулак

Новые петроглифы Жетiсу: археологическое открытие в ущелье Сарыбулак

04.05.2024 11:20:14 В ущелье Сарыбулак на горе Ашутас обнаружена новая группа петроглифов, относящихся к бронзовому, сакскому и тюркскому периодам.
Новые петроглифы Жетiсу: археологическое открытие в ущелье Сарыбулак

Петроглифы – одни из ценнейших реликвий казахстанских степей, повествующих о прошлом. Краеведы общественного объединения «Центр краеведов «Жетісу» выявили еще одну группу наскальных рисунков, не попавших в поле зрения общественности. Ущелье Сарыбулак на горе Ашутас — одно из самых густонаселенных территорий со времен бронзы, а также сакского и тюркского периодов. Об этом свидетельствуют антропоморфные изображения архаров, таутеке, движущихся хищных зверей, а также людей верхом на лошадях, танцующих вокруг костра, охотящихся вблизи древних поселений в данной местности.

Окрестности села Сарыбулак богаты наскальными рисунками. К сожалению, эти исторические артефакты до сих пор не учтены и не включены в работы.

В целом наскальные рисунки вблизи села Сарыбулак можно склассифицировать в несколько групп следующим образом.

І. Скопление наскальных рисунков Жонкебай ущелья Сарыбулак в северо-западной части горы Ашутас.

II. Наскальные рисунки бронзового, сакского и тюркского периодов, высеченные на гладкой поверхности скал у природного памятника Тесиктас на северном склоне горы Малайсары.

III. Изображения на холме в районе поселения Жапанкудык.
Главный артефакт этой местности - петроглиф на поверхности слоистых камней. Галерея бесчисленных наскальных изображений, высеченных на камне, характерна в основном для бронзового века. Они имеют глубокую связь с наскальными рисунками Ешкиольмес Ескельдинского района, что на хребтах Аркарлы, Малайсары, а также Кызылтас и Уйтас под Талдыкорганом. Еще одна их особенность заключается в том, что эти артефакты свидетельствуют также о зарождении человеческой культуры в данном регионе.

Таким образом, село Сарыбулак – это историческое поселение, где сохранились остатки коренной древней цивилизации предков сакской, гуннской и тюркской эпох. Петроглифы в ущелье Сарыбулак являются составной частью наскальной живописи Жетысу и дополняют ее новыми образами, которые не встречаются больше нигде. В целом заметим, что все изображения на камне в Жонкебае выполнены в технике пикетаж, некоторые выбиты с помощью железных или каменных орудий.

Достаточно много изображений на камне и для научно-познавательной базы. При более детальном рассмотрении наскальных рисунков, относящихся к народному творчеству, мы можем увидеть большое мастерство, упорство и высокий уровень изысканности в изображении фигур людей, высеченных на камне племенных символов, лошадей, коров, архаров, каравана. Некоторые из них представляют собой знаковые символы, олицетворяющие казахское родо-племенное объединение. Это широко распространенные знаковые символы, изображенные с целью отразить происхождение каждого казахского рода, близость соседа в плане родства, а также историческое положение народа и способ ведения хозяйства.

На равнине Жонкебай можно найти множество курганов, относящихся к сакскому периоду и ХV веку нашей эры. Среди встречающихся в Жонкебае изображений людей и животных, которые высечены на южных и юго-западных склонах небольших скальных плит, можно увидеть и крупные многозадачные композиции охоты на коз и архаров. Эти картины нанесены на поверхность невысоких камней.

В наскальных рисунках Сарыбулака много изображений, показывающих натягивающего лук человека и направление полета стрелы. Кроме того, в ходе изучения наскальной живописи данной местности обнаружено, что древними художниками искусно были высечены голова и рога архара либо барана. Они часто встречаются на ювелирных украшениях (кольцах, браслетах, ожерельях, шолпы). Эта древняя традиция дошла до наших времен в виде национального казахского искусства и стала называться - «қошқар мүйіз».

Таким образом, содержание наскальных рисунков стало богаче, а история усовершенствовалась, о чем свидетельствует разница между ранними и более поздними изображениями. Например, если в начальных нанесениях есть образы одинокого человека или зверя, то поздние наглядно демонстрируют сцены борьбы с хищными животными и смелость в защите скота в стаде. Однако, несмотря на постепенный упадок древнего стиля нанесения изображений на поверхности камня, искусство казахского народа отмечено своим своеобразием и вошло в историю. В целом, можно сказать, нет территории, равной Казахстану, по наследию петроглифов и главная задача – их сохранение и бережное отношение к ним. Однако в местах, где расположены наскальные рисунки Сарыбулака, мы обнаружили следы вандализма. 

Опираясь на мировой опыт, можем отметить, что такие скандинавские страны, как Норвегия, Швеция, каждый памятник в стране считают достоянием государства и берегут пуще золота. Оказывается, что подобные же петроглифы во Франции, которые расположены внутри пещер, обращены в туристические объекты. И по причине того, что они могут повреждаться, были созданы их искусственные копии и установлены в местах посещения туристов.

Точно неизвестно, сколько групп древних наскальных рисунков находится на территории страны, археологами описано и зарегистрировано около 1000 мест, в Интернете выходит информация - около 3 тысяч. Тем не менее, артефакты, расположенные у подножия села Сарыбулак, до сих пор не вошли в научный оборот. И даже местные жители до сих пор не знают о чуде природы под называнием «Тесіктас», «Үңгірқора».
Мы считаем, что пришло время превратить это наследие в национальное достояние страны.

Автор: Кажет АНДАС, село Сарыбулак, Кербулакский район.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика