Повышение правовой грамотности в области Жетiсу
14.02.2025 12:45:18 За прошлый год в регионе провели 24 консультативно-разъяснительных мероприятий с общим охватом более 2 тысяч человек.
«Следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона, четко понимать правовые последствия своих поступков», Президент РК Касым-Жомарт Токаев.
В рамках исполнения поручений Главы государства Министерством юстиции на постоянной основе проводится разъяснительная работа по повышению правовой грамотности населения.
Так, в 2024 году запущены акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех регионах.
За прошлый год в области Жетісу было проведено 24 консультативно-разъяснительных мероприятий с общим охватом более 2 тыс. человек.
С целью повышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов в области открыты 65 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских клубах, в центрах досуга и т.г. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к информационно-правовой системе «Әділет», базе данных «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам (e-otinish,портал «Открытые НПА» и т.д.).
«Каждая цифровая реформа – это шаг к более доступному правосудию, особенно для людей в отдаленных регионах, где доступ к юридической помощи был ограничен.», Президент РК Касым-Жомарт Токаев.
Запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг в онлайн режиме на сайте eup.kz., также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка. Система направлена на обеспечение и упрощение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи с участием около 70 адвокатов и юридических консультантов области Жетісу.
Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка.
Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов при подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7. Так, благодаря этой услуге жители области Жетісу смогли законно оформить около 680 доверенностей и 195 согласий супругов не посещая нотариуса.
Еще одним из важных достижений является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения Роботу судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия ЧСИ. После возбуждения производства граждане получают СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGov Mobile с детальной информацией о деле, тем самым граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафа и визитов к судебному исполнителю, так как все действия производятся онлайн.
С момента запуска Цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день в области Жетісу возбуждено 4442 исполнительных производств на сумму 95 млн. тг. Сумма экономии составила 24 млн. тг. в пользу граждан.
В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее в цифровую эпоху, а также сэкономить время и деньги.
Основные изменения: компетенция Робота-судебного исполнителя расширится и порог размера задолженности, которым он будет заниматься вырастет с 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 млрд тенге в год.
Данные инструменты будут отличаться легкостью в использовании, оперативностью и доступностью в любое время суток.
Принимаемые меры способствуют укреплению сознания граждан по правовой грамотности и улучшению понимания своих прав и обязанностей. В результате работ по упрощению услуг казахстанцы экономят время и деньги, повышается доступность и удобство в получении данных услуг, а также снижаются административные барьеры, делая процесс более прозрачным и эффективным.