Пятница, 04 Октября 07:33:52
Главная » Новости » Общество » Как раскрыли убийство милиционера в далекие 70-е: воспоминания ветерана из Жетіс...

Как раскрыли убийство милиционера в далекие 70-е: воспоминания ветерана из Жетісу

03.10.2024 13:42:26 История ветерана правоохранительных органов Толегена Тельгозина показывает, как в условиях нехватки ресурсов сотрудники милиции добивались успеха в расследованиях, полагаясь на командную работу и человеческие качества.
Как раскрыли убийство милиционера в далекие 70-е: воспоминания ветерана из Жетісу

Было это в далекие 70-е годы прошлого столетия. Но подполковник (милиции) полиции в запасе Толеген Дюйсембекович Тельгозин помнит это уголовное дело до мелочей, хотя их было на его счету сотни. 

Начальник Сарканского РОВД полковник милиции Шакарим Толкинбеков собрал срочное оперативное собрание. 

«У нас, товарищи, ЧП! - начал он тревожно. - Пропал сотрудник вневедомственной охраны. Ни его, ни служебный мотоцикл никто из сельчан не видел. Товарищ Рыбин, - обратился он к начальнику уголовного розыска райотдела, - срочно отправьте оперативную группу на место происшествия. Результаты расследования прошу докладывать регулярно. Дело резонансное, на контроле у начальника УВД области и министра МВД, так что работайте», - приказал он.

Капитан милиции Николай Павлович Рыбин был настоящим сыщиком. Под стать ему подобрались и сотрудники. В оперативку вошли старшие лейтенанты Кастай Молдагалиев, Токан Смагулов, старшина Александр Емельяненко, сержант Сергей Вдовыдченко. Возглавил группу старший лейтенант милиции, старший следователь УР Толеген Тельгозин.

Выяснили следующее. Группа молодых мужчин распивала спиртное неподалеку от магазина села Ново-Покровка, затем они переместились на чье-то подворье, где продолжили пить, а вскоре устроили между собой разборки. Мимо проезжал на мотоцикле сотрудник милиции. Увидев пьяный дебош, остановился, подошел к хулиганам. Начал их увещевать, призывать к совести. Пьяниц это задело, один из них, схватив попавшуюся под руку лопату, сзади ударил ею сержанта по голове. Тот рухнул на месте. Хулиганы засуетились, когда увидели, что милиционер лежит без чувств довольно длительное время. И они решили, что убили его.

Под покровом ночи вывезли тело на его же служебном мотоцикле за село в поле, где и закопали. Там же неподалеку оставили и милицейский «Урал», а сами подались в бега. 

«Я разделил оперативку, и каждый опер занимался своим делом. Кто-то с помощью дружинников делал подворный обход, кто-то опрашивал родственников скрывшихся преступников. Старшина А. Емельяненко опрашивал возвращающихся с поля женщин. «Ничего по дороге подозрительного не замечали?» - спрашивал он. И тут одна женщина говорит, что видела что-то похожее на мотоцикл, засыпанный землей и прикрытый ветками.

Поехали к указанному месту. И точно! Там нашли и мертвое тело. Судмедэкспертиза показала, что разыскиваемый был еще жив, когда его закопали, потому что в дыхательных путях у убитого обнаружили фрагменты земли, пальцы были исцарапаны о камни. Похоже, он пытался выбраться из ямы, но сил не хватило. 

Тут оперативным сотрудникам уголовного розыска поступила информация, что убийцы решили бежать скрытыми тропами в Сарканском ущелье через государственную границу в сопредельное с нами государство. Мы предупредили пограничников с Тополевской и Покатиловской застав, сотрудников районного отделения КГБ. А оперативники Александр Емельяненко и Сергей Вдовыдченко ушли в засаду. Вертолет, делавший регулярный облет окрестностей, преступников не обнаружил. И только на третьи сутки ребята увидели из своих укрытий, как трое мужчин осторожно, крадучись, идут к ключу в Самойловом саду. Захват был неожиданным и молниеносным. Уголовное дело по тяжкому виду убийства было раскрыто, а преступники понесли наказание.

Хочу сказать, что в те времена нам очень не хватало технических средств, которыми располагает современное следствие, но мы честно работали с населением, лицами, отбывающими наказание, общественностью. Имея максимум информации, легче разматывать клубок того или иного преступления», - рассказывает ветеран сыска Т. Тельгозин.

И добавляет: «Считаю, в нашем деле непоследнюю роль играют интуиция, анализ, логика мышления и слаженность опергруппы. А уж о начальнике отдела и говорить не приходится. Он должен быть для всех примером. Для меня на особом счету остались начальник уголовного розыска Сарканского РОВД Николай Павлович Рыбин, Худяков - участковый инспектор, которого все уважительно звали дядей Колей. Из всех начальников РОВД, с кем пришлось работать, запомнился подполковник Василий Ильич Маклаков. Настоящий руководитель, который знал и понимал нашу нелегкую и опасную службу, ценил и уважал всех: от рядового сотрудника милиции до офицера! К сожалению, все они ушли уже в мир иной, оставив у коллег добрую память», - с грустью говорит Толеген.

Служба в правоохранительных органах не отличается постоянством. Получил приказ - переезжай на другое место. Наличие жилья - вопрос хоть и важный, но не обсуждаемый. Так старший следователь поменял Сарканский РОВД на Когалинский, а затем и Аксуский. Там его избрали секретарем первичной партийной организации. Два года изо дня в день ездил на службу из Сарканда в поселок Жансугуров, пока председатель Аксуского райисполкома Василий Иванович Осипов не обратил внимания на кочевой образ жизни следователя. Это по его настоянию семья старшего следователя, офицера милиции получила квартиру. 

«Проходит время, - продолжает свои воспоминания ветеран, - и меня приглашает для беседы начальник УВОЭП, полковник Иван Артурович Майер. Еду и думаю: «О чем мы будем говорить, что за причина?» Знал, что отдел был боевой, подчинялся напрямую Москве. Шуму, а главное, порядка его сотрудники навели немало. Под раздачу попадали любители легких денег из категории судей, таможенников, налоговиков и даже нечистые на руку сотрудники КГБ, акимы. Короче, крупная рыба попадала в сеть. Все дела оперативно отправлялись в суд, где принимались соответствующие решения. И вот я, простой следак, как у нас говорят, еду на прием к «важняку».

Иван Артурович встретил с улыбкой, встав из-за стола, протянул для приветствия руку. 

– Да ты садись, разговор предстоит серьезный. Мы наблюдаем за твоей работой уже два года, - говорит он, - замечаний нет. Профессионально, дерзко иногда действуешь, но правильно. В нашей службе по-другому нельзя. Решили предложить тебе должность следователя в нашем отделе. Каким будет твое решение? 

- Неожиданно, конечно. Разрешите посоветоваться с семьей? - прошу я в ответ. 

- Давай, думай! Ждем. 

Жена Шолпан, конечно, в первую очередь про жилье спросила. Говорю: «Не обещают». В общем, думали, думали и надумали переезжать в областной центр. Сыну Ермеку учиться нужно, да и там уже пора о старости грядущей позаботиться. Так и дослужился я до подполковника милиции, а дел раскрытых я не считал. Наверное, много», - затянувшись сигаретой, задумчиво размышляет мой собеседник.

Сейчас ветеран органов внутренних дел Т. Д. Тельгозин на пенсии. Сын Ермек - врач-онколог, известный в медицинских кругах г. Алматы эндоскопист, заслуженный работник здравоохранения РК. Но главная любовь и гордость Толегена и Шолпан Тельгозиных - внучка Дина. После окончания университета и Высшей Академии МИД РФ работает в посольстве Казахстана в Москве и продолжает учиться. 

«Я благодарен судьбе за все: за тех людей, с кем пришлось работать в органах, за уроки жизни и опыт, за семью и верную супругу, разделившую со мной все тяготы милицейской службы и неустроенность быта. Подводя итог, хочу сказать, что мы счастливы, и я этим от души горжусь».

Автор: Лидия ЕМЕЛЬЯНЕНКО, г. Талдыкорган.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика