Общественный транспорт Талдыкоргана: как сделать его лучше
14.05.2024 14:01:33 Жители Талдыкоргана часто обсуждают проблемы общественного транспорта. Многих волнует, почему в автобусах некомфортно, почему на одних маршрутах их ходит много, а на других – редко, и почему так много старых автобусов.Одна из самых любимых тем для обсуждения у нашего населения – общественный транспорт. И действительно, в этой сфере даже, казалось бы, мелкие вопросы всегда актуальны. Ведь городскими автобусными перевозками, межрайонными и межобластными пользуются все. И уровень комфорта зависит от деталей, сообщает корреспондент Vestnik19.kz
И сегодня хотелось бы поговорить с читателями о том, от чего зависит, насколько эффективно будет работать транспортная система, станет ли полный комфорт в автобусах для нас привычным и какие проблемы в перевозках можно решить только большими силами.
Итак, вот что пишут нам люди:
«Каждый день на автобусных линиях вижу контролеров, которые проверяют у пассажиров оплату. Зачем нужны эти люди? Их же труд нужно оплачивать. Ну, поймают они каждый по два-три «зайца» в день, какой толк от небольших штрафов за проезд без билета?».
«Почему у нас в Талдыкоргане так много старых, дребезжащих, неудобных автобусов обслуживают пассажиров на городских маршрутах? Неужели их нельзя заменить на современные, удобные, «газовые». Зимой в них хотя бы тепло, а летом прохладно. В старом автобусе пока до работы десять остановок доедешь, на человека перестаешь быть похожим».
«Почему на одних маршрутах автобусы ходят часто, а на других с незавидной регулярностью?».
Постараемся немного все разъяснить.
Почему на разных маршрутных линиях, в различных направлениях между селами и районами неодинаковая ситуация с перевозками?
Где-то более-менее все гладко, а где-то пассажирам не очень сладко.
А все потому, что маршрутная сеть области Жетісу включает в себя целых 72 автобусных маршрута. Если быть более подробными, то это 7 межобластных маршрутов, 17 внутриобластных, 38 внутрирайонных, внутригородских линий, 10 пригородных. И в обслуживании пассажиров занято 18 перевозчиков, задействовано ими 330 единиц подвижного состава. Все эти компании, конечно, получили свою работу на законных основаниях и соответствуют условиям, которые были выставлены для них во время тендеров.
Но стоит, конечно, понимать, что у каждого перевозчика свой парк автомобилей, база для ремонтов, свой штат. Восемнадцать разных компаний не будут работать одинаково, субъективизм как таковой из темы пассажирских перевозок исключать нельзя.
Почему старых автобусов у нас пока гораздо больше, чем новых?
Здесь мы подошли к вопросу, актуальному абсолютно для всех регионов Казахстана. И по опыту, который используют в других областях страны как удачный, можно выделить два варианта решения проблемы замены старых автомобилей на пассажирских перевозках на более современные модели.
Первое – это создание единого перевозчика, то есть, на весь, скажем, Талдыкорган - одного автопарка, который будет обслуживать все маршрутные линии, полностью контролировать ситуацию с пассажироперевозками, нести ответственность за всю сеть перевозок. Вариант, конечно, прекрасный, но здесь требуется инвестор с большими деньгами и нужны не лояльные к кошелькам населения тарифы на проезд в автобусах, так как по тем ценам, что сейчас для пассажиров есть, монополист работать не будет, да и не сможет.
Второй вариант – консолидация мелких фирм. Так обычно поступают в регионах с небольшой плотностью населения, коим пока является и область Жетісу. Обычно это выглядит так: фирмы-перевозчики, желающие облегчить себе работу, создают единую ремонтную базу, что очень удобно, систему теплых гаражей, это необходимо для того, чтобы транспорт меньше изнашивался, систему финансовой поддержки. Когда в этом месяце запчасти или новый автобус покупается одному участнику консолидации, в следующем месяце – другому. И так далее. Это как бы «касса взаимопомощи».
Есть еще и упрощенный вариант улучшения состояния транспортных средств в пассажироперевозках – это покупка определенного числа автобусов для региона спонсорами. Буквально, когда меценаты закупают каждый год по десятку автобусов и передают их предприятиям, обслуживающим пассажиров. Но такой идеальный вариант практически из области чудес, а, как говорится в известной поговорке, «приказа верить в чудеса не поступало».
Редакции известно, что руководство нашего региона работает над вопросом улучшения качества пассажирских перевозок в регионе, так как это очень важно для населения. И определенные меры здесь будут выработаны и применены. ну, а пока часть затрат пассажироперевозчиков на социально значимых маршрутах субсидирует областной бюджет, и это очень большие деньги.
По области Жетісу определено 31 социально значимое сообщение: 22 направления по городу Талдыкоргану, 4 направления по Алакольскому району, 2 направления по Каратальскому району, 2 направления по городу Текели, одно направление по Ескельдинскому району. Для субсидирования социально значимых маршрутов на 2023 год выделялось и освоено примерно 1,8 миллиарда тенге. В 2024 году на те же цели одобрено 1,6 миллиарда.
Кроме того, для обеспечения льготного проезда многодетных матерей в общественном транспорте из областного бюджета на 2023 год было выделено 254,4 миллиона тенге в Талдыкоргане и городе Текели, как и в текущем году.
В 2023 году профинансирован бесплатный проезд студентов и школьников по внутригородским маршрутам областного центра. На эти цели было дано из бюджета 900 миллионов тенге, в 2024 году на те же цели уйдет 923,2 миллиона тенге.
Кроме того, за счет перевозчиков лицам с инвалидностью I и II групп с нарушениями зрения и слуха, ветеранам Афгано-Таджикского и Нагорно-Карабахского конфликтов в прошлом году выделено 600 бесплатных проездных билетов, а в этом году 735 проездных.
И тут мы доходим, наконец, до вопросов, зачем столько субсидий выделяется транспортникам и неужели нельзя сократить эти бюджетные траты?
Можно, если ввести для населения тарифы, отражающие реальную стоимость поездок. Дело в том, что, даже если взять маршруты внутри областного центра, то в зависимости от сезона и загруженности линий стоимость поездки одного человека варьируется от 200 до 500 тенге. А мы платим в электронном виде 80 тенге, в денежном эквиваленте 120. Субсидии перевозчикам даются государством прежде всего затем, чтобы была возможность не задирать для простых людей цены на проезд в автобусах.
И вот здесь важно не ездить «зайцами», потому что каждая копейка, поступающая на счет фирмы-перевозчика, при учете солидного субсидирования части затрат перевозчиков государством, дает возможность транспортникам держать хорошие зарплаты для персонала, ведь квалифицированный водитель не пойдет работать за копейки, вовремя ремонтировать автобусы, возможно, покупать новый транспорт.
Да, кстати, задача контролеров, коих действительно много на городских маршрутах Талдыкоргана, вовсе не ловить «зайцев», а приучить пассажиров к финансовой дисциплине и анализировать пассажиропоток. Если бы эти специалисты не были бы нужны транспортной системе, их бы и не нанимали. Поэтому к просьбе любого контролера предъявить подтверждение оплаты проезда следует относиться с пониманием.
Автор: Наталья ДЕНИСОВА.