Ограничить рекламу вредной еды: мнение пенсионера из Жетісу
26.07.2024 14:41:46 Пенсионер Канат Онербаев обратился в редакцию газеты "Вестник Жетісу" с обеспокоенностью по поводу рекламы вредных продуктов питания.Совсем недавно в Казахстане запретили продажу энергетических напитков лицам младше 21 года, признав их очевидный вред для неокрепших организмов.
Хороший, конечно, шаг к здоровью молодого поколения казахстанцев, но нужно, думается, сделать и следующий – запретить рекламу этих напитков. И в целом пересмотреть казахстанский закон о рекламе, чтобы четко определить полный список «субъектов», которые нельзя рекламировать населению с экранов телевизоров, страниц газет, на визуальных стендах на улице и в Сети.
Этот вопрос занимает не только меня, его активно обсуждает общественность, а в феврале, по-моему, месяце депутаты сената парламента РК обратились к правительству страны с предложением запретить рекламу вредных продуктов в Казахстане. Известно, что заместитель премьер-министра Казахстана Тамара Дуйсенова, отвечая на тот запрос депутатов сената, заявила, что энергетические напитки, чипсы, фаст-фуд и другие вредные продукты ввозятся в Казахстан при наличии декларации о соответствии. Они также проходят контроль на стадии реализации в рамках контрольного закупа и санитарно-эпидемиологического мониторинга продукции.
Да, проверяются, и в целом они, конечно, не ядовиты, моментального существенного урона здоровью не наносят. Но это все же вредные продукты, стоит ли посредством рекламы внушать населению необходимость их покупать и потреблять? Конечно, нет!
Очень надеюсь, что сенаторы всё же будут активно муссировать тему запретов на рекламу всего, что вредит здоровью казахстанской нации, и в итоге пролоббируют вопрос, как чрезвычайно важный для каждого гражданина страны – от мала до велика.
И, мы же не будем первой страной, сильно ограничившей рекламные темы. Реклама жирных, соленых, сладких и других продуктов питания, которые принято относить к нездоровым, уже ограничена в некоторых странах. В Великобритании, например, запрещено рекламировать продукты с повышенным содержанием соли, сахара и жира по телевидению в период вечернего прайм-тайма. В Норвегии и Швеции нельзя рекламировать вредные продукты в телепрограммах, ориентированных на детей и подростков. В том числе и обычные шоколадные батончики, так как сладкое вызывает привыкание у человека. Есть даже нестандартный термин «сникерсомания».
В Южной Корее в 2008 году в стране приняли закон, который запрещал рекламировать вредную пищу на ТВ с 17:00 по 19:00, считается, что в это время перед голубыми экранами сидят преимущественно дети. Изначально планировалось, что ограничение будет действовать в течение трех лет, однако запрет регулярно продлевается, он существует по сей день.
В Чили можно рекламировать вредные продукты на телевидении и радио только ночью, с 22:00 до 6:00. Это сделано для того, чтобы такую рекламу не увидели дети. В Чили также нельзя использовать мультипликационных персонажей для рекламы вредной еды и продавать ее в магазинах и киосках рядом со школами. Кроме того, производителям таких продуктов необходимо размещать на упаковке специальные надписи крупным шрифтом, указывающие на вред для здоровья.
В Сингапуре запрещено продвигать напитки с высоким содержанием сахара среди молодежи.
Известно даже, что дали такие ограничения в этих странах. Здесь постепенно стало ниже число населения с ожирением, сахарным диабетом, болезнями печени и пищеварительного тракта. Прекрасный результат, не правда ли?
Автор: Канат ОНЕРБАЕВ, пенсионер.