Воскресенье, 07 Июля 20:08:14
Главная » Новости » Газета "Вестник Жетісу" » Борьба за бюджет: как Ревизионная комиссия Жетісу следит за расходованием средст...

Борьба за бюджет: как Ревизионная комиссия Жетісу следит за расходованием средств

17.02.2024 17:00:42 В интервью "Вестнику Жетісу" председатель Ревизионной комиссии области Ардак Токбергенов рассказывает о результатах работы за 2023 год, выявленных нарушениях и мерах по их устранению.
Борьба за бюджет: как Ревизионная комиссия Жетісу следит за расходованием средствИсточник фото: e-mordovia.ru

Эффективное расходование бюджетных средств находится под постоянным контролем. Ведь от этого напрямую зависит ход реализации государственной социальной политики, нацеленной на улучшение качества жизни населения. Об этом и многом другом рассказал корреспонденту Vestnik19.kz председатель Ревизионной комиссии области Ардак Токбергенов.

- Ардак Айдаркулович, расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности Ревизионной комиссии за 2023 год?

- За минувший год проделана большая работа. Если говорить языком цифр, то было проведено 15 аудиторских мероприятий на 145 объектах.

По их итогам общая сумма установленных нарушений составила 192306155,1 тыс. тенге. В их числе – финансовые нарушения, неэффективное использование бюджетных средств, неэффективное планирование, нарушения процедурного характера. 224 виновных должностных лица привлечены к административной ответственности и взыскано в виде адмштрафов 26569,3 тыс. тенге. К дисциплинарной ответственности привлечено 41 должностное лицо.

Надо отметить, что итоги аудиторских мероприятий рассматриваются на заседаниях Ревизионной комиссии с участием областных и районных депутатов. Соответствующие материалы предоставляются в маслихат и акимат области Жетісу.

В целях систематизации и выявления проблем при исполнении местного бюджета осуществляется подготовка отчетов об исполнении местного бюджета. Таковые были подготовлены и по итогам минувшего года.

- Можно подробнее остановиться на выявленных нарушениях?

- Примеров в этой части достаточно. Так, в Алакольском районе установлено, что заказчик – одно из местных госучреждений – необоснованно перечислил на счет подрядной организации 238700,0 тыс. тенге. При этом подрядчик не исполнил предусмотренные договором обязательства и строительные работы не проводились. Хотя с мая 2021 года деньги находились на его счетах и он имел возможность получать доход путем размещения средств на депозитах. Несмотря на невыполнение работ и привлечение другого подрядчика, заказчик не обратился в суд с иском о возврате первым подрядчиком выплаченной ранее суммы.

По итогам госаудита Ревизионной комиссией направлено предписание об устранении нарушения, на основании которого заказчиком направлено исковое заявление в судебные органы и вынесено решение о взыскании с подрядной организации суммы неисполненных обязательств в размере 238700 тыс. тенге и неустойки – 64159,5 тыс. тенге в доход местного бюджета. Ответственность должностных лиц, допустивших нарушение, рассматривают правоохранительные органы.

Еще один пример.  При проведении аудита эффективности использования средств местного бюджета и активов подведомственных организаций управления природных ресурсов и регулирования природопользования области Жетісу установлено, что в нарушение требования Трудового кодекса РК и Постановления Правительства «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств бюджета, работников казенных предприятий» в 2021-2022 годах без основания перечислены средства в сумме 2448,1 тыс. тенге на счета бухгалтеров учреждения и специалисту по государственным закупкам, что фактически является хищением бюджетных средств.

Незаконно перечисленные суммы возмещены в местный бюджет. Материалы направлены в правоохранительные органы.

К серьезным нарушениям, выявленным Ревкомиссией, относятся факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств.

Так, в ходе анализа исполнения бюджетных средств, выделенных для госорганов Сарканского района, установлено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 941450,3 тыс. тенге. К примеру, в июле 2021 года в целях централизации платежей всех коммунальных услуг Сарканского района было приобретено программное обеспечение «Единый расчетный центр» на платформе «SmartSiCenter» на сумму 71900,0 тыс. тенге. Указанное программное обеспечение на момент аудита, а это два года, не функционировало.

В Кербулакском районе на приобретение оборудования «Комплект для солнечной электростанции для подъема воды из скважины» были использованы бюджетные средства в общей сумме 77504,8 тыс. тенге, в том числе в октябре 2021 года – 39984,0 тыс. тенге и в июле 2022 года – 37520,8 тыс. тенге. При этом установлено, что солнечные электростанции находятся в нерабочем состоянии и гарантийный срок по ним истек, в связи чем их восстановление потребует дополнительного финансирования из бюджета.

Целью приобретения вышеуказанных электростанций являлось получение альтернативного источника электроэнергии, для снижения себестоимости 1 м3 воды. В нарушение Бюджетного кодекса Республики Казахстан затраченные средства на приобретение солнечных электростанций использованы неэффективно.

Указанные неэффективно использованные бюджетные средства могли быть направлены на решение других задач, например, на укрепление материально-технической базы, капитальный ремонт медицинских учреждений и объектов образования области.

- Каковы причины и последствия выявленных нарушений?

- В основном нарушения допущены из-за несоблюдения требований Бюджетного кодекса, Трудового кодекса РК, Законов РК «О государственном имуществе», «О государственных закупках», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Правил ведения бухгалтерского учета и др.

Проведенные госаудиты показали недостаточный уровень соблюдения финансовой дисциплины, несоблюдение должностными лицами объектов государственного аудита норм действующего бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

Еще одними причинами допущения нарушений послужили недостаточное знание действующего законодательства, ненадлежащий контроль со стороны должностных лиц объектов аудита за планированием и расходованием бюджетных средств.

- К чему все это может привести?

- Все это может привести к недостоверной информации о финансовом положении районов, области, нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств, недостижению конечных результатов по запланированным бюджетным программам и другим последствиям.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Ревизионной комиссии является не только выявление нарушений законодательства РК, но и предупреждение и устранение выявленных недостатков. В процессе взаимодействия с объектами аудита им даются соответствующие предложения и рекомендации, в том числе по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств и активов государства.

Например, касательно принятия превентивных мер по снижению фактов хищения бюджетных средств через так называемые «мертвые души» были внесены в соответствующие органы предложения – обязать на уровне нормативных правовых актов размещать информацию о расширенной штатной структуре (в том числе с отражением количества педагогов по предметам, количества врачей и медсестер по специализации и др.), тарификационные списки, калькулятор расчета заработной платы для работников (на примере расчета кредитов банками и др.) и финансирование по коммунальным государственным учреждениям и субъектам квазигосударственного сектора на интернет-ресурсах и соответствующих стендах, находящихся в их зданиях.

Также, учитывая динамичное развитие социальных сетей, мы считаем, что размещение соответствующей информации по вышеназванным учреждениям на официальных страницах в соцсетях будет сдерживать нарушения в финансовой сфере. К примеру, большинство работников организаций знают практически всех коллег. К примеру, педагоги-биологи знают всех педагогов-биологов, врачи-терапевты знают всех врачей-терапевтов, сторожа (охрана) знают всех охранников, вместе с тем отсутствие доступа к штатной структуре (штатному расписанию), тарификационным спискам работникам организации способствует фактам хищения бюджетных средств, в том числе посредством «мертвых душ» из-за отсутствия у работников информации, т.е. списка фамилий, занимаемых должностей и дат назначений. 

Также даны конкретные предложения в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан по дополнению с учетом вышеизложенного отдельных механизмов для включения в методологические документы Высшего органа аудита.

- Спасибо за беседу.            

Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика