Понедельник, 08 Июля 04:17:56
Главная » Новости » Акцент » Как школьники Жетісу сдали переходной экзамен по государственному языку

Как школьники Жетісу сдали переходной экзамен по государственному языку

18.06.2024 11:22:27 По области в 2023-2024 учебном году экзамены по государственному языку сдавали учащиеся пятых-восьмых и десятых классов, всего – 58850 человек вне зависимости от языка обучения.
Как школьники Жетісу сдали переходной экзамен по государственному языкуИсточник фото: ku.edu.kz.

Так получилось, что далеко не все наши граждане владеют в достаточной степени государственным языком. Причиной тому является целый комплекс обстоятельств как субъективного, так и объективного характера, в которые мы в этой статье вдаваться не будем. Нам важно лишь то, что с каждым днем граждане страны вне зависимости от этнической принадлежности все активнее проявляют стремление к изучению казахского языка, рассказывает корреспондент Vestnik19.kz

Основы функциональной грамотности, конечно же, даются за школьной партой. И вот впервые в конце этого учебного года все ученики пятых-восьмых, а также десятых классов сдавали переходной экзамен. Как он прошел для наших школяров и каковы итоги экзамена? Подтверждает ли наша молодежь достаточный уровень знаний? С этими вопросами мы обратились к специалистам управления образования.

Как нам стало известно, по области в 2023-2024 учебном году экзамены по государственному языку сдавали учащиеся пятых-восьмых и десятых классов, всего – 58850 человек вне зависимости от языка обучения. Экзамен  проводился на основании приказа МОН РК. Заранее была создана рабочая группа по составлению экзаменационных материалов по предметам. В марте проведена информационно-разъяснительная работа среди педагогов казахского языка и литературы, в апреле экзаменационные материалы прошли процедуру утверждения. 

По области насчитывается 337 общеобразовательных школ. Это 58 городских, где обучаются 26625 учеников, и 279 сельских средних учебных заведений с контингентом 32209 школьников. По мнению методистов управления, при изучении предмета в классах с русским языком обучения большое внимание нужно обращать именно на читательскую грамотность, на развитие речевой деятельности. Экзамен дает возможность определить уровень владения языком. 

Различают несколько уровней владения языком: А1 - элементарный уровень; А2 - базовый уровень; В1 - средний уровень; В2 - уровень выше среднего. Также различают С1 - высокий уровень; С2 - на данном уровне пользователь языка владеет казахским языком на уровне носителя языка.

Читательская грамотность – это способность к осмыслению письменных текстов и их рефлексии. Обучающиеся должны показать умение понимать текст различных жанров, представленный в несхожих формах – диаграммах, рисунках, картах, таблицах и графиках, находить информацию, интерпретировать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение.

Очень важно развивать четыре вида речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение и письмо, а также совершенствовать навыки высокого порядка: анализа, синтеза и оценки текстов. Также предполагается применение коммуникативных языковых компетенций через различные языковые рецептивные действия (слушание диалогов, чтение текстов различных жанров и др.), продуктивные (монолог, презентация, письмо) и интерактивные (требующие взаимодействия) в реальных жизненных ситуациях. Для формирования и развития указанных навыков применены задания, которые связаны с сочетанием разных типов деятельности.

По результатам экзамена школьники области показали разный уровень знаний, однако среди тех, кто прошел данное испытание, есть немало ребят, владеющих казахским языком на уровне В1, В2.

Среди русскоязычных учащихся было немало детей, которые участвовали в предметных олимпиадах по казахскому языку и в конкурсе по государственному языку «Жарқын болашақ», занимали призовые места. При этом, конечно же, подход к оценке знаний детей, воспитывающихся в казахскоязычной и русскоязычной среде, был дифференцированным. Также нас интересовал вопрос: будут ли последствия для учеников, не сдавших переходной экзамен. Как заверили нас в профильном управлении, детей, не сдавших экзамен или получивших неудовлетворительную оценку, нет. В случае затруднения при выполнении тех или иных заданий учащимся со стороны педагогов были оказаны помощь и всесторонняя поддержка. 
В завершение беседы сотрудники управления заверили нас в том, что полностью поддерживают мнение о необходимости проведения подобного экзамена.

Ну что же, как мы видим, первый переходной экзамен по казахскому языку прошел для учеников региона весьма неплохо. К тому же, принимая во внимание заверения министра просвещения Гани Бейсембаева о том, что мер наказания для несправившихся детей не будет и что оценка должна мотивировать ребенка, этот экзамен станет лишь очередным, но весьма важным шагом в укреплении статуса государственного языка как языка межэтнического общения. И каждый гражданин нашей страны сможет сказать при встрече: «Мен қазақ тілін жақсы білемін». Уверены, что так и будет!

«Знание и совершенствование навыков казахского языка – одного из богатейших тюркских языков – это веление сегодняшнего дня! И в этом вопросе, как правильно отмечает Президент страны Касым-Жомарт Токаев, не должно быть никакого принуждения. Каждый человек должен самостоятельно дойти до осознания важности этого момента. Ведь сегодня, несмотря на все процессы глобализации, происходящие в мире, очень важно сохранитиь национальную идентичность. Как этого добиться? Через пропаганду языка, культуру и историю народа. Отрадно, что сегодня все больше представителей неказахской национальности с каждым днем все лучше и лучше говорят на казахском языке, искренне стремятся познать всю его красоту и величие. Знание государственного языка важно и в плане работы на государственной службе. Личностный рост каждого человека так или иначе связан с этим. Поэтому мы со своей стороны только приветствуем данную инициативу со сдачей казахского языка в школах вне зависимости от языка обучения. 

И дай Всевышний, чтобы эта инициатива получила дальнейшее развитие и всестороннюю поддержку со стороны казахстанского общества. Овладение всеми гражданами республики казахским языком приведет к еще более крепкой дружбе, сплоченности и единению нашего народа!», озвучил свое мнение директор филиала международного общества «Қазақ тілі» в области Жетісу Амре Арин. 

Автор:  Мурат ТУГАНБАЕВ.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика