Пятница, 05 Июля 01:24:32
Главная » Новости » Акцент » На каком уровне ведется профессионально-ориентационная работа в Казахстане

На каком уровне ведется профессионально-ориентационная работа в Казахстане

08.06.2024 18:14:49 Своей точкой зрения делится руководитель ОО «Центр устойчивого развития Ochaq» Коксуского района, доктор юридических наук, профессор Сарқытбек Молдабай, предлагая идеи по улучшению этой работы.
На каком уровне ведется профессионально-ориентационная работа в КазахстанеИсточник фото: el.kz.

В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии. На сегодня неохваченными остаются 237 тысяч человек из числа молодежи. Ежегодно 50 тысяч абитуриентов поступают на платной основе, 85% из них относятся к категории малообеспеченных. Такое положение нужно исправить, и следует обеспечить стопроцентным охватом бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям».

Что касается профессиональной ориентации в Казахстане, то в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.» было отмечено, что система трудового воспитания и профессиональной ориентации в школах Казахстана утрачена. 

Действительно, глубокие социально-экономические изменения в стране за последние тридцать лет затронули не только «внешнюю сферу» профориентации человека, вступающего во взрослую жизнь. Серьезно деформирована и внутренняя среда профориентации подростка. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов, размываются границы «мужских» и «женских» профессий.

Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их «значимых» людей (родителей, родственников, учителей, друзей).

В результате отсутствия полноценной профессиональной ориентации в школах Казахстана, по данным исследований, 60% трудоспособного населения работает не по специальности. На выбор профессии 87% школьников оказывают влияние родители, при этом 75% родителей не знают о предпочтениях в выборе будущего места работы своих детей. Только 10% обучающихся осведомлены о востребованных в Казахстане профессиях. 

Из-за отсутствия качественной системы прогнозирования потребностей в подготовке кадров и эффективной системы профессиональной ориентации сохраняется проблема трудоустройства молодежи после получения профессионального образования – ежегодно в среднем 70 тыс. выпускников остаются нетрудоустроенными, 23% молодежи с высшим образованием работают на низкоквалифицированной работе.

К сожалению, отсутствие единого положения, регулирующего деятельность профориентации в стране, привело к появлению ряда негативных факторов. На сегодняшний день только заинтересованные ведомства, структурные подразделения, компании проводят работу в данном направлении, исходя из своего видения. Нет единой согласованной стратегии по профессиональной ориентации в школах Казахстана.

Но самая главная проблема в том, что недостаточная профессиональная ориентация школьников приводит к появлению поколения NEET - аббревиатура от «Not in Education, Employment, or Training» (относится к лицу, которое является безработным и не получает образования или профессиональной подготовки). Усугубление этой проблемы приводит к такому асоциальному поведению, как иждивенчество, тунеядство, алкоголизм и наркомания. Как следствие, появляется тяга к различным правонарушениям и преступлениям.

В настоящее время осуществляется деятельность по перестройке и активизации профессиональной ориентации в школах Казахстана. Основания заложены в Законе РК «Об образовании». В нем профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Еще в 20-годы прошлого века Ахмет Байтурсынов призывал использовать международный опыт в сфере образования Европы и Америки. Он советовал руководствоваться принципом «применения обучающимися полученных знаний в повседневной жизни». В своей статье под названием «Баулу мектебі», опубликованной в журнале «Жаңа мектеп» 1925 года за №1 на страницах 24-27, А. Байтурсынов призывает не только к обучению, но и воспитанию, привитию навыков и приучению в стенах учебного заведения.

Согласно инструктивно-методическому письму об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан на 2023-2024 учебный год, выстроена система непрерывной профориентации обучающихся в школе с 1 по 11 классы с соблюдением преемственности и учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.

Для улучшения профессиональной ориентации в школах введена единица педагога-профориентатора. Приказом министра просвещения Республики Казахстан №385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов» от 31 августа 2022 года регламентированы создание и деятельность учебно-производственных комбинатов (УПК). Внедряется ряд других новшеств, которые включают в себя работу кабинетов профориентации, проведение профессиональных проб, автоматизацию необходимых ресурсов для выбора профессии, День профессиональной ориентации, который будет проходить каждую 2-ую и 4-ую субботу месяца в течение 2 академических часов, реализацию проекта «Mycollege» и т. д.

Тем не менее предлагаемая система профессиональной ориентации, на наш взгляд, не в состоянии обеспечить надлежащую подготовку обучающихся к жизненному самоопределению, пока не восстановят деятельность УПК в школах. Именно в них основное внимание уделено практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, ибо только на практике вырабатываются качества личности для избираемой профессии. 

На наш взгляд, профессиональная ориентация в школе должна быть подкреплена реальным возрождением деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебно-опытных участков, которые показали свою эффективность в советский период и успешно претворяются сегодня в зарубежных странах. В отечественной практике уроки труда в школьную действительность входили с 1952 года, когда при школах были созданы мастерские и учебно-опытные участки. Следует отметить, что УПК создавались с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государственных и кооперативных организаций. Подобные образовательные учреждения открывались и действовали в Казахстане, где их насчитывалось почти 300.

Школьники СССР хорошо помнят, что помимо общего образования в школе они получали еще и начальную профессиональную подготовку в 9-10 классах. Начальная профессиональная подготовка в УПК была утверждена Министерством образования в 1975 году и перестала быть обязательной частью среднего образования в школах в 1999 году. 

В конце 80-х годов прошлого века в УПК были специальности для мальчиков: токарь, электрик, столяр, автослесарь, для девочек: телефонистка, машинистка, санитарка, продавщица, портниха. И новомодная тогда информатика на первых компьютерах. В конце учебного года в 9 классе ученик должен был пройти практику по своей профориентации на предприятии. В конце 3-ей четверти в 10-м классе советские школьники сдавали экзамен, и оценка по УПК шла в аттестат о среднем образовании.

Однако в 90-годы в результате отхода от положений школьной реформы, а также из-за экономического кризиса межшкольные УПК стали нести большие потери. Количество комбинатов сократилось, многие из оставшихся потеряли свой «производственный» характер – отказываются от подготовки учащихся по профессиям материального производства, от соединения обучения с производительным трудом. Но, несмотря на серьезные потери, институт межшкольных УПК в некоторых регионах Казахстана сохранился, хотя и в сильно урезанном в количественном и качественном отношении виде. На их основе сегодня возникли объединения, комплексы различного типа и вместо единого названия – межшкольный УПК – появилось множество новых и разных учебных центров, курсов и т. д.

В последние годы как представители системы образования, так и депутаты маслихатов и Парламента Казахстана неоднократно выступали за возрождение УПК при школах, но на сегодня ни учебно-производственные комбинаты, ни учебно-опытные участки так и не работают в школах, за исключением отдельных УПК, которые действуют за счет отдельных энтузиастов.

В этой связи на основании нормативно-правового документа, регламентирующего правила деятельности учебно-производственных комбинатов, предлагаю создать учебно-производственный комбинат со своим учебно-опытным участком в частном порядке первоначально для сельских школ.

УПК может создаваться местным исполнительным органом по собственной инициативе при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, трудовой и профессиональной подготовки обучающихся. В настоящее время, если государство не может предоставить необходимые условия, то в этом случае такие условия можно создать в частном порядке. 

При создании УПК в частном порядке необходимо произвести государственную регистрацию для ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, а также получить лицензию для ведения образовательной деятельности. Осуществить реализацию программ основного среднего образования и дополнительной образовательной. Их следует воплощать на основе разработанного и утвержденного учебного плана, регламентируемого расписанием занятий. Это изучение предмета «Художественный труд», прикладных курсов, имеющих целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся к трудовой деятельности. 

УПК совместно с организациями среднего образования и по согласованию с районным (городским) отделом образования определят контингент обучающихся. Квалификационные экзамены по профессии (специальности) в межшкольном УПК завершатся за две недели до начала итоговой аттестации в организациях среднего образования. Участниками образовательного процесса в УПК будут обучающиеся, педагоги, инженерно-педагогические работники, мастера (инструкторы) производственного обучения, родители (или законные представители).

Профессиональная ориентация учащихся – один из поднимаемых Правительством значимых вопросов. Основная цель – ознакомление учащихся старших классов с рабочими профессиями. Полагаем, что УПК помогут молодежи осознанно сделать выбор в получении среднего либо высшего специального образования, освоить профессию, дающую возможность карьерного роста, и в целом будут содействовать в самостоятельной жизни. 

 

Автор: Сарқытбек МОЛДАБАЙ, руководитель ОО «Центр устойчивого развития Ochaq», доктор юридических наук, профессор.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика