Пятница, 05 Июля 00:14:40
Главная » Новости » Акцент » Защита прав потребителей в Жетісу: интервью с Айдосом Дауешевым

Защита прав потребителей в Жетісу: интервью с Айдосом Дауешевым

14.03.2024 12:47:53 В интервью корреспонденту Vestnik19.kz руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по области Жетісу Айдос Дауешев рассказал о работе ведомства, основных проблемах, с которыми сталкиваются потребители, и о проекте "Сапалы өнім".
Защита прав потребителей в Жетісу: интервью с Айдосом Дауешевым

«Права потребителя должны быть защищены!» - так звучит лозунг в современном обществе. И действительно, защита прав потребителя является одним из наиболее важных направлений работы государственных органов. Каждый гражданин имеет право на качественные товары и услуги, а также на защиту своих интересов в случае нарушения этих прав. Более подробно об этом корреспонденту Vestnik19.kz рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей министерства торговли и интеграции по области Жетiсу Айдос Дауешев.

-  Айдос Нурланович, какие основные задачи и функции входят в обязанности департамента торговли и защиты прав потребителей по области Жетiсу?

- В современных реалиях практически каждый человек в течение своей жизни выступает в роли покупателя товаров на потребительском рынке, и в этом бизнес-процессе периодически встречаются случаи нарушения прав клиента. В этой связи департамент является важным органом, который работает для защиты интересов потребителей и решения их проблем. Одной из таких проблем может быть некачественный товар или услуга, оказанная покупателю. В таких случаях мы принимаем активное участие в ее решении. Кроме того, департамент оказывает информирование, консультирование, просвещение и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов. Одним словом, основной нашей задачей является реализация государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней торговли, формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей.

- Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются потребители, и как вы работаете над их решением?

- Современный рынок предлагает потребителям огромное количество товаров и услуг, но при этом они сталкиваются с рядом проблем, которые нарушают их права. К ним относятся некачественный товар, несоблюдение гарантийных обязательств, недостаточная информированность о продукции, также наблюдается рост жалоб на сферу электронной торговли.  Следует отметить, что продавцы во многих случаях пользуются тем, что граждане не в полной мере владеют знанием законодательства в части защиты своих прав и, соответственно, отказывают потребителям в их законных требованиях.

Рекомендуем гражданам ознакомиться с необходимой информацией касательно защиты прав потребителей и в дальнейшем применять ее на практике. К примеру, часто нарушаются права потребителей по обмену и возврату непродовольственных товаров, по товарам ненадлежащего качества. Наблюдается некачественное предоставление бытовых услуг со стороны предпринимателей.

Мы работаем над решением данных проблем и применяем действующие механизмы. Кроме того, наша работа включает и информационную деятельность. Пользователи могут получить консультацию о своих правах, обратиться с вопросами или жалобами на предоставленные товары и услуги. В целом мы активно работаем над улучшением потребительской среды и содействием в защите интересов потребителей.

Как показывает статистика, в нашей деятельности наблюдается рост обращений от потребителей по сфере электронной торговли.  Люди доверяют мошенникам, переводят им денежные средства на сомнительные рекламы со скидками и так далее. Есть немало граждан, пользующихся ИП, ТОО третьих лиц для личного обогащения в разных маркетплейсах. В решении данной проблемы, согласно поправкам в проекте Закона РК «О защите прав потребителей», находящемся на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК, интернет-ресурсы будут приравнены к торговым объектам. Владелец электронной торговой площадки будет заключать с каждым индивидуальным предпринимателем, который реализует товар на его торговой площадке, соответствующие гражданско-правовые договоры.

-  Какие рекомендации Вы можете дать потребителям для защиты своих прав и интересов, а также для предотвращения возможных проблем?

- При покупке товаров и услуг потребители всегда должны помнить о своих правах и обязанностях. Важно повышать свою правовую грамотность, чтобы избежать возможных проблем и конфликтных ситуаций. В целом действующий Закон РК «О защите прав потребителей» помогает нашим покупателям в защите их прав и интересов.

Чтобы обезопасить себя от ненадлежащего обслуживания, к примеру, в сфере электронной торговли, мы рекомендуем потребителям быть бдительными. Нужно изучить информацию на сайте: наличие юридического адреса и нескольких контактных телефонов, условия и способы оплаты, за чей счет и каким образом производится возврат и обмен изделий как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Следует убедиться, работает ли обратная связь, для этого просто надо позвонить по указанным номерам и задать оператору все интересующие вас вопросы. Если вы уже оформили заказ на сайте, но по какой-то причине передумали, помните, вы имеете право отказаться от заказа в любой момент в течение 14 дней.

Также не стоит бояться или стесняться возвратить купленный вами товар, который не понравился или не подошел. Не бойтесь созвониться с продавцом. На сегодняшний день при грамотном и правильном подходе потребитель всегда может защитить свои права на этапе досудебного урегулирования. Соблюдение этих рекомендаций поможет вам защитить свои права потребителя.

- Как вы взаимодействуете с другими организациями и государственными структурами? 

- В областном центре уже много лет работает общественное объединение по защите прав потребителей во главе с председателем Амиром Газалиевым. Есть совместный план работы, заключен меморандум с данным объединением. Наши потребители могут обратиться также в эту общественную организацию для защиты своих прав.

В рамках совместной работы мы неоднократно помогали и помогаем жителям и потребителям региона. К примеру, к нам обратился талдыкорганец и сообщил, что его отец пенсионер в январе текущего года купил в кредит массажную накидку, но товар оказался некачественным. Потребитель попросил о расторжении договора и оказании правовой помощи в возврате товара и получении денежных средств. Департаментом была предоставлена помощь в составлении досудебной претензии, в результате чего недобросовестные предприниматели вернули сумму в размере 1 050 000 тенге через неделю. Кроме того, департамент на постоянной основе выступает в суде в качестве третьих лиц на стороне потребителя.

Помимо этого, с декабря прошлого года запущен проект «Сапалы өнім», инициированный министерством торговли и интеграции РК. В его задачи входит вовлечение неправительственного сектора по защите потребителей, местных исполнительных и представительных органов, предпринимательского сообщества в реализацию общенациональных интересов по обеспечению защиты отечественных производителей и потребителей на внутреннем рынке от небезопасной и некачественной продукции, а также созданию условий для развития добропорядочной конкуренции.

- Расскажите подробней о работе социального проекта «Сапалы өнім».

- В рамках Послания Главы Государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» министерством торговли и интеграции Республики Казахстан реализуется проект «Сапалы өнім». В декабре 2023 года была утверждена Дорожная карта по реализации  проекта, направленного на защиту прав внутреннего рынка и отечественных производителей, потребителей. Его воплощение осуществляется через инструмент общественного контроля общественных организаций по защите прав потребителей. В этой связи призываем бизнес-сообщество к совместной работе в данном направлении.

Хочу отметить, что на сегодняшний день подписан меморандум с общественным объединением защиты прав потребителей, департаментом Комитета технического регулирования и метрологии, маслихатом области Жетісу по реализации данного проекта. Также в настоящее время открыт общественный фонд «Сапалы өнім тұтынушылар құқығы».

- Какие результаты работы можно отметить?

- Как показывает тенденция, из года в год отмечается рост обращений потребителей. В целом, в 2023 году департаментом проведено 228 приемов граждан. Поступило 600 обращений (за 2022 год – 100). Из них по 213 обращениям приняты решения в пользу покупателей (в 2022 г - 57), потребителям возвращено порядка 15 млн тенге (в 2022 г – 5 414 000 тг), по 292 обращениям проведена разъяснительная работа (в 2022 г – 43), перенаправлено в другие государственные органы 39 обращений.  Помимо этого, департамент участвует в судах в качестве третьих лиц. К примеру, по республике всего было инициировано 169 исков, департамент участвовал в качестве третьих лиц в 5 судебных заседаниях.

- Куда можно обратиться с вопросами о нарушении прав потребителей?

- Департамент торговли и защиты прав потребителей по области Жетісу открыт для каждого. Работаем в будние дни, принимаем с 9.00 до 18.30 часов. Наши контактные телефоны: 87282415610, 87282415294. Также можно подписаться на наши официальные страницы в социальных сетях Instagram, Фейсбук, Телеграм-бот и написать в дайрект. Можно также подать обращение через платформу eotinish.kz.

- Спасибо за содержательную беседу.

Автор: Ирина КАРЯКИНА.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика