Воскресенье, 07 Июля 17:29:18
Главная » Новости » Страницы истории » Что связывает Потрясателя Вселенной Шынгысхана с краем Жетісу

Что связывает Потрясателя Вселенной Шынгысхана с краем Жетісу

04.07.2024 15:28:42 Корреспондент Vestnik19.kz приводит интересные факты, предположения и исследования ученых и историков.
Что связывает Потрясателя Вселенной Шынгысхана с краем Жетісу

Известные казахстанские ученые, историки, писатели, изучавшие происхождение Шынгысхана, до сих пор пытаются разобраться, кем он был на самом деле. Из старинных китайских рукописей, хранящихся в архивах исторических музеев Пекина, которые перевел на казахский язык писатель и историк Тилеуберди Абенайулы, следует, что Шынгысхан был казахом из рода жалаир, и его ставка находилась в горах Бурхан, которые несколько лет назад посетили члены экспедиции, рассказывает корреспондент Vestnik19.kz 

Весь мир знает историю Шынгысхана, но немногим известна вполне правдоподобная версия Тлеуберды Абенайулы, основанная на подлинных сведениях, указанных в старых книгах и поддерживаемая казахстанским писателем и историком Бексултаном Нуржекеевым. 

В интервью автору этих строк Б.Нуржекеев еще тогда отметил, что спустя восемьсот лет открылась настоящая правда о Потрясателе Вселенной, которую долго скрывали и не разглашали.

- Я прочитал книгу Тлеуберды Абенайулы и обнаружил, что приведенные им доказательства о происхождении Шынгысхана имеют основание, и притом веское. В указанных в книге названиях рек, описании отдельных местностей узнал горы Бурхан, знакомые мне с детства. Это удивило и обрадовало меня, поэтому я решил поделиться своим открытием с Тлеуберды. Мы посетили горы Бурхан, чтобы окончательно удостовериться в том, что Шынгысхан действительно был в этих краях, и он не является монголом, как утверждали и утверждают некоторые историки.

О немонгольском происхождении Шынгысхана свидетельствуют записи в сборниках летописей древнего персидского историка, ученого-энциклопедиста, государственного деятеля Рашид ад-дина, который с точностью описывает горы Бурхан с протекающими в низовье реками Керулен, Онон, Киректу, Киркачу, Калаку, Бурачиту. Искать эти реки в Монголии большая научная ошибка, считают члены экспедиции.

Предположения Тлеуберды Абенайулы о том, что река Или вполне может быть рекой Онон, Хоргос – Киректу, Киркачу – Усек, Чику – Чежин или Тышкан, Калаку может быть Кайшы, а Бурачиту – Буракожыр, то горы Бурхан и Тургеньский лес, описываемые Ш.Валихановым, вполне могут быть родным домом Шынгысхана. Если все это принять во внимание, то совпадения с описаниями Рашид ад-дина будут явными.

Следуя за Бексултаном Нуржекеулы и Тлеуберды Абенайулы, члены экспедиции внимательно слушали приводимые ими сравнения по расположению вышеназванных рек, событиям, описанным в китайской книге «Шыңғысханның қузауыры», которую детально изучил Т.Абенайулы. Вместе с ним мы убедились в том, что правда, сокрытая за семью печатями и ставшая достоянием общественности, - настоящая и имеет полное право на признание ученых. Научная интеллигенция относится к доказательствам Т. Абенайулы скептически и не спешит посетить горы Бурхан, чтобы воочию увидеть правду о Шынгысхане, которую исказили историки. Лишь несколько известных казахстанских писателей, в числе которых Б.Нуржекеев, М.Магауин, Д.Исабеков, М.Ыскакбай, Ш.Абилтай, а также монгольский ученый Абай Маугара приняли и поддержали версию Тлеуберды Абенайулы. Его книги «Ата жазу алыстан сыр козгайды», «Шыныңа кош, тарих! Шыңгысхан кім?», «Түгел тауарихтың түбінде не жатыр?» нашли отклик в сердцах неравнодушных к истории казахского народа читателей. 

- Я окончательно убедился в том, что связанные с Шынгысханом гидронимы и топонимы находятся в окрестностях Бурханских гор, - заявил в ходе экспедиции Тлеуберды Абенайулы. – Еще до возвращения на историческую родину я начал глубоко изучать древние китайские рукописи, в которых ярко отражены все события, произошедшие во времена правления Шынгысхана. Будучи ребенком, я слышал от старших в семье, кем в действительности он был, и немало удивился, когда уже студентом узнал, что его считают монголом. И это несмотря на то, что сведения в старинных китайских книгах и летописях Рашид ад-дина утверждают об обратном. Аналогичных аргументов об истинном происхождении великого полководца можно привести достаточно. Российские, китайские, даже монгольские историки знают, что Моголистан означает не Монголию, а Жетысу. В летописях Рашид ад-дина говорится, что в Моголистане жили моголы, то есть жалаиры, кереи, найманы, дулаты и меркиты. А ведь они представляют казахский род и не являются монголами. Многие скептики считают, что, называя Шынгысхана жалаиром, мы разделяем казахов на племена. Это ошибочное мнение. Мы хотим восстановить все страницы нашей истории, ведь народ, не знающий свою историю, не может быть великим. Что мы скажем потомкам, если закроем глаза на правдивые факты в истории казахского народа и будем ссылаться на искажения?! Следует ли ждать вмешательства зарубежных историков, чтобы принять истину, когда она, как раскрытая книга, лежит перед нами? Хотелось бы, чтобы казахстанские ученые и историки, наконец, обратили внимание на первоисточники. 

Связать воедино историю Шынгысхана и Казахстана пытался в своей статье, опубликованной в первом номере «Казахстанской правды» от 2004 года, историк, автор восьми томов по истории Казахстана Калибек Данияров. Он надеялся обратить внимание мировой научной общественности на историю происхождения легендарного полководца. Этой теме он посвятил целую главу в своей книге «Альтернативная история Казахстана», выпущенной издательским домом «Жибек жолы».

- Шынгысхана необходимо считать основоположником казахского народа, объединившим в одно государство все нынешние казахские роды и племена, часть которых имела собственную государственность, а часть не имела государственности. То, что часть казахских родов некоторые ученые считают монгольскими, и в связи с этим, казахский народ не чисто тюркским, а тюрко-монгольским - неверно. Но главным является то, что именно казахские племена образовали государство Шынгысхана, и это нельзя отрицать, - подчеркнул К. Данияров. - Тюрко-монгольских племен просто не может быть, как не может быть арабо-русских или франко-иранских народов. Казахи и монголы - совершенно разные этносы, и разница между ними такая же, как между арабами и испанцами.

По свидетельству всех тюркологов, в том числе и Шокана Валиханова, главную роль в государстве Шынгысхана играли найманы, как наиболее многочисленный род. Уже это говорит о том, что его государство было чисто казахским. Кстати, даже боевой конь полководца носил кличку «Найман». В своем труде «Очерки Джунгарии» Шокан Валиханов пишет: «О роли найманов в государстве Шынгысхана сказано достаточно много». Сам Шокан Валиханов был прямым потомком Шынгысхана и хорошо знал историю его государства».

Несмотря на глубокие исследования, приведенные экспедицией доказательства, споры о происхождении Потрясателя Вселенной продолжаются до сих пор.

Автор: Асель МУКАШЕВА, Панфиловский район.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика