Вторник, 17 Сентября 00:54:20
Главная » Новости » Общество » "Оленный" камень: свидетель истории Жетісу

"Оленный" камень: свидетель истории Жетісу

18.07.2024 17:01:18 В Жетісу с древних времен люди отмечали границы своих владений различными знаками. Один из таких знаков – "Оленный" камень, датируемый 300-летним возрастом, был обнаружен в 1991 году.

В Великой степи есть регионы, которые с древних времен привлекали людей. Область Жетісу находится в особой природной зоне, здесь сформировались прекрасные природные условия для охотников, скотоводов и земледельцев. Богатые дичью охотничьи угодья, прекрасные летние горные пастбища - жайлау, речные долины, пригодные для земледелия, вызывали споры и междоусобицы. Поэтому люди отмечали эти угодья различными, простыми в исполнении, знаками, передает корреспондент Vestnik19.kz

В древнем мире это были так называемые «Оленные» камни. В более позднее время символами владения землями стали курганы сакских племен. Источники рассказывают, что и великий полководец Аксак-Тимур в конце XIV века приказывал на границах своей империи насыпать из камней насыпи, чтобы закрепить захваченные земли за собой. Даже на своих вещах он ставил символ властелина трех стихий – «Три кольца».

Основатели Казахского ханства, потомки Шынгысхана и Жошы-хана, Керей и Жанибек границами своего государства первоначально считали реки Чу и Талас. Сын Жанибека Касым расширил границы Казахского ханства, а ханство было поделено на три административно-территориальные объединения – жузы. 

В XV-XVI вв. еще не до конца были определены границы государства, маршруты кочевий, да и внешние враги пытались захватить лучшие места.

Особенно сильно пострадал казахский народ от нашествия джунгар в конце XVII-начале XVIII веков. Для объединения казахского народа, чтобы меньше было споров из-за пастбищ между жузами и родами, хан Тауке при составлении законов «Жеті Жарғы» закрепил за казахскими родами особые знаки – родовые гербы, по-казахски – «таңба». Как раз между реками Каратал и Лепсу проходила условная граница между Старшим и Средним жузами. Видимо, именно тогда в Ой-Жайлау был установлен такой пограничный камень. 

Обнаружен этот столб летом 1991 года: рабочие совхоза «Лепсинский», обрабатывая поля, наткнулись на массивный гранитный камень (высотой – 140 см, шириной – 40 см и толщиной – 30 см) с нанесенными на нем непонятными насечками. Оказалось, что камень поч­ти полностью ушел под землю. Когда столб выкопали и очистили от почвы, на его лицевой стороне в верхней части были при осмотре обнаружены знаки: первый – в виде кольца с 2-3 лучами, второй – в виде русской буквы «П» и третий – зигзагообразной формы.

При определенном освещении стелы в нижней части камня проглядываются арабские письмена. Вероятно, после того, как казахское войско победило джунгар, и Абылай с войском отдыхали в Чубар-Агаче (одно из названий Лепсинска), было решено выбить на камне родовые знаки участников исторического сражения в декабре 1729 – январе 1730 годов: Старшего жуза – Донгелек (дулат), Босага (конырат) и Шомыш (найман) из Среднего жуза, возможно одним из знаков является Туйемоин (жаппас) из Младшего жуза. Роды Младшего жуза после сражения ушли на запад и в 1740 году присоединились к России. В XIX-XX дулаты и коныраты ушли на юг Казахстана, а земли вдоль реки Лепсу (Лепса) в основном стали принадлежать садыр-найманам. Со временем камень упал, зарос травой и лежал, пока его и не нашли.

Кстати, наш земляк, известный общественный деятель и ученый Мухамеджан Тынышпаев, во время работы в Ташкенте, в 1925 году, написал реферат по теме «Генеалогия киргиз-казахских родов», где исследовал ураны и тамги казахского народа. Составил таблицу родовых знаков, по которой и были определены тамги племен, оставленные в Ой-Жайлау около 300 лет тому назад. Надеемся, что современные технологии научных исследований со временем расширят круг знаний о нашем историческом раритете.

От автора. Научный сотрудник Лепсинского исторического музея Мухарам Хайбулин, в свое время создал у своего дома музей под открытым небом, в котором гостям и демонстрировались, кроме «Оленного» камня, другие артефакты древности. Ну, а сегодня «Оленный» камень занимает почетное место в экспозиции Лепсинского исторического музея.

Автор: Василий ВОРОБЬЕВ,  Алакольский район.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика