Пятница, 20 Сентября 16:29:09
Главная » Новости » Общество » Как защищаются права потребителей в Жетісу

Как защищаются права потребителей в Жетісу

15.03.2024 15:11:03 В прошлом году в областной департамент торговли и защиты прав потребителей поступило 544 обращения, по 213 из них приняты решения в пользу потребителей, возвращено людям 11 787 000 тенге.
Как защищаются права потребителей в ЖетісуИсточник фото: rv-news.ru.

О том, как защищаются права потребителей в нашем регионе рассказали на брифинге в Региональной службе коммуникаций руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК по области Жетісу Айдос Дауешев и председатель ОО «Защита прав потребителей области Жетicу» Амир Газалиев, передает корреспондент Vestnik19.kz

Последний призвал население и гражданское общество активно подключаться к вопросу соблюдения всех прав граждан и отметил, что в стране необходимо усиливать ответственность предпринимателей за предоставляемые им людям услуги и предлагаемый товар.

- Основной задачей департамента является реализация государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней торговли, формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей. Департамент является важным органом, который работает для защиты интересов потребителей и решения их проблем. Одной из таких проблем может быть некачественный товар или услуга, оказанная человеку. В таких случаях мы принимаем активное участие в решении проблемы. Кроме того, департамент занимается такими делами, как информирование, консультирование граждан, просвещение населения, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов, - проинформировал прессу Айдос Дауешев.

Важно, что результаты деятельности департамента отчетливо видны, его сотрудникам доверяют люди, за последние годы число обращения жителей региона в этот госорган вырос в разы.

- В 2023 году департаментом проведено 228 приемов граждан, поступило 544 обращения от потребителей, - рассказал Дауешев. - По 213 обращениям приняты решения в пользу потребителей, возвращено людям 11 787 000 тенге, по 292 обращениям проведена разъяснительная работа, перенаправлено в другие  государственные органы 39 обращений.

Чаще всего встречаются жалобы по отказам от ремонта, обмена, возврата некачественного товара. Также они отражают положение дел в таких сегментах, как розничная торговля, бытовое обслуживание и электронная торговля.

- Департамент участвует в судах в качестве третьих лиц, - отметил Айдос Дауешев. – И ведет проверки по основаниям. За 2023 год всего проведено 17 внеплановых проверок, по линии торговли и защиты прав потребителей. В рамках информационно-просветительской деятельности с населением нами ведется работа на страницах популярных сетей «Facebook», «Instagram» и в местных СМИ. В прошлом году департаментом организовано, и с участием сотрудников проведено, 71 информационно – разъяснительное мероприятие.

Для внедрения в жизнь поручения Президента РК К. Токаева по вопросам защиты внутреннего рынка, озвученного в Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана», при министерстве торговли и интеграции РК функционирует выездной ситуационный штаб.

- Одной из задач ситуационного штаба является выявление барьеров в сфере торговли, недопущение свободной продажи товаров низкого качества и увеличение доли отечественных товаропроизводителей, - рассказал Дауешев. - В этой связи с декабря прошлого года в стране запущен проект «Сапалы өнім», инициированный как раз этим ведомством.

В задачи проекта «Сапалы өнім» входит вовлечение неправительственного сектора по защите потребителей, местных исполнительных и представительских органов, предпринимательского сообщества в реализацию общенациональных интересов по обеспечению защиты отечественных производителей и потребителей на внутреннем рынке от небезопасной и некачественной продукции, а также к созданию условий для развития добропорядочной конкуренции.

Также в настоящее время открыт общественный фонд «Сапалы өнім тұтынушылар құқығы».

- Во всех регионах страны общественные организации по защите прав потребителей совместно с представителями Национального центра экспертизы отобрали и представили на экспертизу импортную молочную продукцию, мясо птицы, колбасные изделия, сыр, масло сливочное и подсолнечное масла, - рассказал о конкретных действиях Дауешев. - По результатам совместной работы было исследовано более 200 видов продукции, такой, как молоко, сливки, кефир, масло сливочное, подсолнечное масло, творог, сыр, мясо птицы, рыба, колбасные изделия. Были выявлены нарушения нормативов безопасности пищевой продукции по 40 видам. В частности, зафиксированы такие нарушения, как несоответствие заявленным характеристикам и несоответствие состава продукции санитарно–эпидемиологическим требованиям, требованиям о маркировке. В результате были отменены 83 декларации о соответствии пищевой продукции нормам.

В последнее время в департамент идет большой поток обращений от граждан на электронную торговлю.  

- Люди доверяют практически мошенникам, - подчеркивает Дауешев. - Переводят им денежные средства, просмотрев рекламу о скидках. Часто их обманывают при заказах в интернет-магазинах. Чтобы решить эту проблему в проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, внесены пункты о том, что интернет-ресурсы будут приравнены к торговым объектам. Владелец электронной торговой площадки будет заключать с каждым индивидуальным предпринимателем, который реализует на его торговой площадке, соответствующие гражданско-правовые договоры.

При разработке нового проекта Закона учитывалось мнение жителей нашей страны. Для этого были проведены научно-исследовательские работы, проводился социологический опрос среди населения. Также разработчики проекта применили международный опыт.

- Институт, например, омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей даст особый публичный статус назначенному лицу, - приводит пример изменений Айдос Дауешев. - Он будет служить глазами и голосом потребительского сообщества в верхних эшелонах государственной власти, будет координатором общества. Основными его функциями будут рассмотрения жалоб потребителей, консультирования, координация общественных институтов защиты прав потребителей, участие в разработке проектов нормативных правовых актов, формирования ежегодно доклада о состоянии дел в сфере ЗПП, защита прав неопределенного круга потребителей в суде.

Также одним из новшеств является введение гражданско-правового штрафа в пользу потребителей по решению суда. Аналогичная положительная практика имеет место в странах Евразийского экономического союза. Законопроектом устранены и правовые пробелы и нормы, имеющие различное толкование, что влияло на правоприменительную практику и результативность правовой защиты прав потребителей.

Ожидается, что реализация простого для восприятия граждан и удобного для правоприменительной практики законопроекта будет способствовать повышению уровня защиты прав потребителей и усилению роли неправительственных институтов в этой сфере.

 

Автор: Наталья ДЕНИСОВА.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика