Пятница, 20 Сентября 02:47:09
Главная » Новости » Общество » Борьба с коррупцией в Жетiсу: интервью с Оралбеком Джумагалиевым

Борьба с коррупцией в Жетiсу: интервью с Оралбеком Джумагалиевым

26.02.2024 17:07:54 В последние годы вопрос противодействия коррупции становится все более актуальным и важным для нашего общества.
Борьба с коррупцией в Жетiсу: интервью с Оралбеком ДжумагалиевымИсточник фото: Дмитрий Ерофеев.

Коррупция является серьезным препятствием на пути к развитию и процветанию страны, и ее избыток может нанести непоправимый ущерб экономике и обществу в целом. Проклятье коррупции пронизывает все сферы жизни – от государственных институтов и бизнеса до образования и здравоохранения. Она становится причиной нарушений прав и свобод граждан, ухудшает качество жизни и приводит к деградации общественной морали. О том, как преодолеть это зло, в беседе с корреспондентом Vestnik19.kz рассказал руководитель департамента Агентства РК по противодействию коррупции по области Жетісу Оралбек Джумагалиев.

- Оралбек Аманкосович, скажите, в чем состоит проблема коррупции в нашем обществе?

- Коррупция, как социальное явление, в первую очередь оказывает негативное влияние на имидж органов государственных доходов, подрывает доверие общественности, угрожает развитию экономики государства. Кроме того, она подрывает доверие общества к госорганам, лишает государство возможности гарантировать защиту прав граждан. Это серьезная проблема современного общества​​. Масштабы коррупции таковы, что противостоять ей можно только единым фронтом на всех направлениях.

- Каковы последствия для народа, когда коррупцию не удается контролировать?

- Коррупция является одной из сложнейших проблем, препятствующих экономическому росту страны. Ее факторы серьезно вредят верховенству закона, демократии и правам человека, подрывают доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие и угрожают стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

- Какие меры принимаются в нашей стране для борьбы с этим злом?

-  Последние годы в Казахстане наблюдается активная деятельность в борьбе с коррупцией. Ее в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Так, согласно отраслевому законодательству, система мер противодействия коррупции включает такие инструменты, как антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры, выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы, финансовый контроль, предотвращение и разрешение конфликта интересов, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Из этого следует, что на сегодня у нас спектр принимаемых мер достаточно широк и многофункционален.

- Какие результаты уже достигнуты в предотвращении коррупционных преступлений?

- Сегодня большое внимание уделяется совершенствованию антикоррупционного законодательства. Только за последние три года принято несколько законодательных пакетов. Ограничена совместная работа близких родственников в госорганизациях. Введен полный запрет на дарение и получение подарков должностными лицами. Ответственность за коррупционные преступления максимально ужесточена. Исключена возможность применения досрочного освобождения для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления. Установлен запрет на отбытие наказания за коррупцию в учреждениях минимальной безопасности. Осужденным за коррупцию пожизненно запрещается работать на госслужбе и в квазигоссекторе. Также заработал институт антикоррупционной экспертизы. Это позволит устранять громоздкие и недостаточно прозрачные процедуры, минимизировать человеческий фактор еще на стадии разработки документов. Усовершенствована система поощрения граждан, сообщивших о фактах коррупции. Законодательно предусмотрены гарантии защиты их трудовых прав, а также уголовная ответственность за разглашение конфиденциальной информации о них и об оказанном содействии. Введен институт персональной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных. Теперь политические служащие обязаны подавать в отставку, если их сотрудник уличен в коррупции.

- Жителей нашего региона интересует, как борются с коррупцией в области Жетiсу?

- Сегодня главенствующим направлением в работе Антикоррупционной службы определена превенция коррупции, нацеленная на устранение ее причин и условий. Внимание на то, что волнует наших граждан, с какими проблемами они сталкиваются ежедневно. Людей абсолютно не волнуют показатели выявленных преступлений и задержанных лиц, если они не видят эффекта от этого. Результаты превентивной работы эффективны, на постоянной основе рассматриваются на Комиссии по противодействию коррупции при Президенте, докладываются Главе государства, пользуются безусловной его поддержкой. Акцент в этой работе ставится на сферы, определенные в Карте коррупционных рисков региона. Они были разработаны по согласованию с Администрацией Президента еще в прошлом году. Практически по всем сферам Карты коррупционных рисков имеются результаты. К примеру, по сфере образования, внешним анализом выявлены хищения порядка 270 млн тенге. В агропромышленном комплексе обеспечено рассмотрение всех заявок по субсидированию, защищены права 782 предпринимателей, им выплачено 1,6 млрд тенге. В сфере дорог устранены риски использования при среднем ремонте автодорог несертифицированных, некачественных материалов, которые влияют на безопасность дорожного движения. В сфере здравоохранения предотвратили необоснованное увеличение размера должностных окладов руководящему составу медорганизаций. В сфере жилья по результатам проведенного антикормониторинга в вопросах очередности и выдачи жилья по нашим рекомендациям в течение 2023 года в госжилфонд возвращены незаконно выданные квартиры, в суд поданы иски, из списков сняты незаконные очередники. В сфере защиты бизнеса защищены права свыше 10 тыс. предпринимателей.

- Каковы основные причины коррупции, которые создают возможности для нечестных действий?

- Думаю, это отсутствие прозрачности в распределении бюджетных средств и формальный ведомственный контроль со стороны профильных государственных органов. Также немаловажную роль играет низкий уровень заработной платы в государственных учреждениях, взаимодействующих с населением.

- Интересно знать, какие меры принимаются для повышения прозрачности и ответственности в использовании областного бюджета?

- Недостаточная прозрачность информации о формировании и расходовании бюджетных средств относится к системным факторам, повышающим риск коррупции в управлении государственными финансами. Ключевой причиной негативной практики является недостаточная взаимосвязь между системой планирования и освоением бюджетных средств. Бюджетные заявки зачастую формируются на основании необоснованно завышенных ценовых предложений компаний, нередко аффилированных с ответственными лицами. Неэффективное планирование ведет к таким серьезным последствиям, как экономическая потеря и упущенная выгода, а также создает благоприятную почву для хищения при освоении бюджета. Закрытости и рассредоточенности соответствующих сведений способствует отсутствие единой информационной системы, содержащей данные о расходовании республиканского и местных бюджетов. Не созданы условия для ознакомления общественности с «упрощенной» версией бюджета с указанием только ключевых сведений - без технических деталей и, соответственно, без ограничений для гражданского контроля. Нетранспарентность процедур принятия решений о бюджетировании сужает возможности для обеспечения подотчетности и способствует коррупции. Механизмы распределения государственной поддержки (субсидии, гранты, гарантирование, льготное кредитование) для субъектов предпринимательства допускают ее неэффективное и нецелевое использование. Это связано с тем, что уполномоченными органами не определяются конечные показатели оценки результативности бюджетной поддержки. Решение о целесообразности субсидирования субъектов предпринимательства принимается без участия научного сообщества соответствующей специализации.

- Приведите примеры успешных и эффективных программ по предотвращению коррупции в нашем регионе?

- На сегодняшний день Агентством реализуются основные проекты превентивного характера, которые имеют свою результативность. Это Карта коррупционных рисков региона, где определены социально значимые сферы, подверженные коррупционным рискам. Проект «Дорога бизнесу» разработан для  выявления и устранения различных административных барьеров (в том числе и коррупционных), с которыми предприниматели сталкиваются в повседневной жизнедеятельности. В результате за 2023 год нами защищены права свыше 10 тыс. предпринимателей. Работой проекта «Антикоррупционное волонтерство» является вовлечение неравнодушных граждан, общественных объединений, субъектов бизнеса и квазигосударственного секторов, а также иных организаций к антикоррупционной деятельности в качестве волонтеров. В свою очередь, мониторинг портала госзакупок предотвращает риски завышения цен государственными организациями и обеспечивает их эффективное использование. Анализ госзакупок проводится через информационно-аналитическую систему веб-портала «Единое окно закупок». Основное преимущество данной системы в том, что она позволяет выявлять коррупционные риски в режиме онлайн уже на стадии планирования. В результате за 2023 год нами выявлено завышение цен на сумму 4,3 млрд тенге.

- Поведайте о позитивных изменениях, произошедших в подходе к борьбе с коррупцией за последние годы?

- Отрадно, что в последние годы в борьбу с коррупцией активно вовлекается гражданское общество через антикоррупционное просвещение и создание атмосферы «нулевой» терпимости к любым ее проявлениям. Кроме того, предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, а также уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним, и членам их семей. Также улучшена система отбора и оценки судей. Внедряется трехзвенная модель уголовного процесса, нацеленная на усиление гарантий соблюдения конституционных прав граждан, неотвратимость наказания и предупреждение коррупции. Вводится сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также во всех оперативно-следственных подразделениях правоохранительных органов. Введена выборность акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел. В национальное антикоррупционное движение вовлечены все заинтересованные группы: учащиеся, студенты, преподаватели, государственные служащие, предприниматели, инвесторы, независимые эксперты, волонтеры и другие. Помимо этого, введена дифференцированная система поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции и иным образом оказывающих содействие в ее противодействии. Теперь вознаграждения выплачиваются в зависимости от тяжести коррупционного правонарушения. Если сумма взятки превысит 1000 МРП, то вознаграждение составит 10% от суммы самой взятки или причиненного ею ущерба. Но максимальная награда не может превысить 4 000 МРП.

- Как граждане могут помочь в борьбе с коррупцией на местном уровне?

- В Казахстане усилен общественный контроль, представленный целым рядом неправительственных организаций. На электронной платформе «Открытое правительство» создано пять порталов открытых данных: «Открытые бюджеты», «Открытые НПА», «Открытые данные», «Оценка эффективности государственных органов», «Открытый диалог». Эти ресурсы позволяют гражданам участвовать в обсуждении бюджетных программ, проектов нормативных правовых актов, получать статистическую информацию и обращаться к руководителям государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с проблемными вопросами. Осуществлен перезапуск работы с обращениями граждан путем внедрения специального сервиса «е-Обращение», позволяющего удобно и быстро подавать жалобы, отслеживая их рассмотрение в онлайн-режиме. Развивается эффективная модель местного самоуправления, основанная на участии граждан в решении важных вопросов регионального значения. Внедрен «бюджет народного участия», позволяющий жителям столицы, городов республиканского и областного значения инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий. Через формирование четвертого уровня бюджета сельское население имеет возможность самостоятельно определять, на что будут потрачены бюджетные средства.

- Поговорим о работе Антикора. Скажите, какова роль Антикоррупционной службы в общей структуре государственных органов?

- Независимый уполномоченный орган по противодействию коррупции - Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), как государственный орган, непосредственно подчинен и подотчетен Президенту Республики Казахстан. Будучи главным проводником антикоррупционной политики государства, Агентство в своей деятельности сочетает элементы эффективной превенции, масштабного просвещения, конструктивного партнерства с обществом и уголовно-правовых мер. Внедрение в рамках проектного управления типового базового направления по противодействию коррупции для каждого государственного органа усилило координирующий потенциал антикоррупционной службы.

- Какие меры принимаются для обеспечения честности и непредвзятости в работе сотрудников вашей службы?

- На сегодняшний день начаты проверки на антикоррупционную устойчивость «Integrity testing». Как уполномоченный орган, мы начали с себя. К его реализации сегодня приступило и МВД. Пилотное тестирование этого инструмента показывает свою полезность, как в части ранней профилактики коррупции, так и в части очищения госаппарата от нечистых на руку чиновников без вовлечения их в орбиту преследования.

- Каковы основные вызовы, с которыми сталкивается ваша служба при пресечении коррупции?

- Наблюдается слабая заинтересованность государственных органов и квазигосударственного сектора в устранении предпосылок коррупции, выявляемых уполномоченным органом по противодействию коррупции в рамках внешнего анализа. Институт внутреннего анализа коррупционных рисков пока не стал действенным инструментом «самоочищения» для государственных органов и квазигосударственных организаций. Наряду с этим, отсутствует эффективный механизм реагирования по принципу «регион – центр» на выявленные риски внутриотраслевой системы государственного управления. Пассивность государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в вопросах противодействия коррупции не позволяет рассчитывать на реальное снижение уровня коррупции.

- Какие инновационные подходы используются Антикором для борьбы с коррупцией?

- В рамках проведения превентивной работы по выявлению коррупционных рисков используются информационные системы различного характера. К примеру, получены доступы к системам Компра, Тритон и др.  С помощью данных систем аналитическим путем можно установить риски конфликта интересов, лоббирования отдельных компаний госорганами и т.д. Также имеется доступ к информационным системам государственных органов.

- Как вы оцениваете прозрачность и открытость в работе Антикоррупционной службы?

- Агентство одним из первых из числа правоохранительных органов перешло на более открытую и прозрачную деятельность. Тесно взаимодействует с общественностью. Любые начинания и проекты реализуются в непосредственном взаимодействии с общественностью, госорганами и субъектами квазигоссектора. Постепенно все реализуемые мероприятия и задачи переходят на проектную форму управления. Произошел отход от традиционной системы оценки нашей деятельности по количественным показателям. У каждого руководителя территориального органа Агентства, в том числе и у меня имеются свои страницы в социальных сетях, куда любой гражданин может обратиться с жалобой или предложениями. Каждый получит обратную связь со мной.

- Какие планы и инициативы ваша служба рассматривает для борьбы с коррупцией в будущем?

- Достижение наилучших результатов в противодействии коррупции и объективная оценка эффективности принимаемых мер будут обеспечены посредством целостной системы мониторинга. С учетом внедряемого проектного подхода она будет построена на принципах объективности и публичности и станет индикатором, отражающим в режиме реального времени ситуацию в сфере противодействия коррупции. Такой инструмент позволит обеспечить полноценное участие граждан в превенции коррупции, а также станет источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в противодействии коррупции, стимулируя их на реальное улучшение качества жизни граждан. В свете смещения акцентов на превенцию коррупции, актуальным становится применение инструментов интегрированной аналитики на основе анализа больших данных с дальнейшей проработкой вопроса предоставления антикоррупционной службе доступа к базам данных и информационным системам государственных органов. А также организаций с установлением четких оснований доступа механизмов контроля за полученной информацией, исключающих возможности для злоупотребления и разглашения полученных данных и использования их во внеслужебных целях. Сигналы граждан о наличии коррупционных предпосылок также будут использованы в рамках анализа больших данных для принятия последующих мер реагирования. Call-центр «1424» будет соответствовать передовым стандартам в кадровом и техническом аспектах. Будет усилена координирующая роль уполномоченного органа по противодействию коррупции в вопросах деятельности антикоррупционных комплаенс-служб субъектов квазигосударственного сектора. Появление новых способов совершения коррупционных правонарушений требует непрерывного процесса качественного повышения квалификации сотрудников антикоррупционной службы. Будут приняты меры по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием цифровых финансовых активов, криптобирж и других цифровых платформ.

- В завершение беседы, важно знать, как вы оцениваете уровень эффективности проводимых мероприятий по предотвращению и пресечению коррупции в стране?

- Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, неприятию населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер. Будет продолжено развитие целостной антикоррупционной политики, учитывающей достигнутые результаты, международные стандарты и стратегические цели на предстоящий период. Считаю, что за последние годы Агентством приняты необходимые меры по предотвращению коррупции во всех ее проявлениях и сферах, где краеугольным камнем определена роль превентивным инструментам, а не карательным. В Агентстве отменена гонка за показателями, и палочная система оценки деятельности территориальных подразделений. Утверждена единая Концепция до 2026 года, где заложены практически все направления и задачи по противодействию коррупции. Да сказать, что полностью искоренили коррупцию не могу, но и существенные эффективные меры приняты и введены, как путем внедрения антикоррупционных новелл в законодательство, так расширением мер профилактического характера с постоянным вовлечением общественности.

- Спасибо за содержательную беседу.

Автор: Ирина КАРЯКИНА.
Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика