Четверг, 19 Сентября 22:01:20
Главная » Новости » Общество » Верненская мужская гимназия и представители движения Алаш в Жетісу

Верненская мужская гимназия и представители движения Алаш в Жетісу

06.03.2023 10:52:41
Верненская мужская гимназия и представители движения Алаш в Жетісу

После обретения Казахстаном своей независимости одним из важнейших и поучительных аспектов отечественной истории стало углубленное изучение движения Алаш и его деятелей. Отчетливо видно, что изучение проблемы, ставшей на долгие годы одной из «закрытых тем», необходимо для развития суверенной страны. В связи с этим Глава государства К. Токаев в своей статье «Независимость превыше всего» подчеркнул «необходимость последовательного изучения богатого наследия деятелей движения Алаш». Президент писал, что «в начале прошлого века лидеры нации объединились вокруг идеи «Алаш». Они многое сделали для освобождения и процветания нашей страны... К сожалению, почти все они были объявлены врагами народа и стали жертвами репрессий. Их труды были уничтожены, и на протяжении многих лет было запрещено называть их имена. Однако наш народ смог восстановить имена своих великих сыновей». 

Имена деятелей Алаш были восстановлены, но до сих пор изучение их жизни и деятельности требует глубокого исследования. А что касается жетысуских алашцев, то их имена полностью не восстановлены. Существует мнение, что в настоящее время их насчитывается около тридцати. Однако ясно, что есть задача пополнить список деятелей, выявить их имена и определить их судьбу. В связи с этим становится важным изучение их образования, потому что знания, которые они получили, и опыт, несомненно, способствовали становлению алашцев как настоящих личностей. 
14 деятелей движения Алаш Жетісу получили среднее образование в Верненской мужской гимназии, которая считалась пристижной для своего времени. Здесь они не только изучали русский, французский и немецкий языки, занимались философским мышлением, решали задачи по арифметике, познавали географию, рисовали, а также становились настоящими специалистами своего дела.
Верненская мужская гимназия была открыта 1 сентября 1876 года как четырехклассная прогимназия. В 1877 году рядом с гимназией была построена квартира для киргизских (казахских) учащихся, ставшая впоследствии пансионом. Ученическая квартира в городе Верном содержалась на добровольные пожертвования казахов на дело народного образования, согласно утвержденным Туркестанским генерал-губернатором штатом. 
В пансионе 20 мест было выделено детям казахов и они жили там на казенном содержании. 1 июля 1879 года учебное заведение стало шестиклассной гимназией. А в 1881 году она работала как полная классическая гимназия. По правилам гимназии в подготовительный класс принимались дети не младше восьми и не старше десяти лет, а в 1-й класс - дети не младше десяти и не старше двенадцати лет. С конца XIX века до Октябрьской революции 1917 года в Верненской мужской гимназии обучались 2367 учеников, из них 109 детей-казахов. Среди них учились казахские дети, впоследствии ставшие лидерами движения Алаш.
Калыгул Шегиров был одним из первых среди юношей, которые учились в гимназии. Калыгул учился в гимназии с 1883 по 1884 учебный год. К сожалению, в Центральном государственном архивном фонде №94 не сохранились документы, подтверждающие, что он поступил в подготовительный класс. Есть лишь записи экзаменационной комиссии, которая оценила образование Калигула как «хорошее» по русскому языку, «среднее» по латыни, «отлично» по арифметике, «отлично» по алгебре, «отлично» по геометрии, «хорошо» по истории, «хорошо» по географии, «хорошо» по французскому. Таким образом, он без всяких препятствий по постановлению Педагогического совета был переведен в пятый класс. Не сохранился и его кондуитный лист. 
Практически на всех детей, обучающихся в школе, были заполнены кондуитные листы, т.е. журнал, куда записывались индивидуальные сведения ученика, фиксировались проступки учащегося. Этот метод применялся во второй половине XIX века в гимназиях, духовных училищах и кадетских корпусах Российской империи. 
В такой журнал заносились записи о поведении учащегося с момента его поступления в гимназию до ее окончания или отчисления и о переходе его в следующий класс. На первой странице писали его происхождение, время и место рождения, вероисповедание, национальность, время поступления и время убытия из гимназии. На остальных страницах записывали поведение ученика. С помощью таких заметок можно получить некоторую информацию об ученике.
Следующим в 1888-1889 учебном году в первый класс гимназии поступил Исхак Жаксылыков. Он учился хорошо и по предметам получал оценки «хорошо» и «отлично». Общая итоговая успеваемость за год оценивалась также «хорошо». Решением Педагогического совета гимназии переведен во второй класс с наградой II степени. 
Следует сказать, кроме Исхака Жаксылыкова с наградой ІІ степени в следующий класс были переведены Ыбырайым Жайнаков, Салык Аманжолов, Базарбай Маметов, Канатхан Сыртанов, Абдулкерим Садыков. Вместе с Калигулом был зачислен и Тубек Есенгулов. В кондуитном листе сказано, что по заявлению и семейному положению Тубек Есенгулов покинул гимназию 31 октября 1896 года, когда учился в 8-м классе. На самом деле семейное положение было лишь предлогом, потому что в то время бии и волостные правители не были заинтересованы в том, чтобы их дети закончили гимназию. Главное для них было, чтобы дети свободно владели русским языком, закончили 3 или 4 класса гимназии. Этого считалось достаточным, чтобы устроить детей на службу, т.е. на работу. Они торопились скорее трудоустроить своих детей, чтобы повысить свой статус и авторитет. Подобные поступки отцов, возлагающих большие надежды на будущее своих детей, имели место не только в Жетісу, но в других регионах Казахстана. Что касается гимназии, то ученику выдавали свидетельство о классе, который он окончил.
После учебы в гимназии Тубек поступил в известный в то время ветеринарный институт в Казани, а после его окончания работал ветеринарным врачом в Жаркентском уезде. Он был одним из первых ветеринаров Жетісуской области. Благодаря честной службе и добросовестному отношению к своему делу Тубеку был присвоен чин «коллежского регистратора». Такой чин был присвоен и Кайсерке Токсанбаеву, который закончил пять классов гимназии. Кайсерке после завершения учебы в том же 1909 году 1 марта был назначен переводчиком Жаркентского уездного правления.
Через три года после Тубека Есенгулова всего три класса обучался Иса Тергеусизов. Несмотря на трехклассное образование, Иса стремился служить переводчиком. По правилам гимназии «казахские мальчики, получившие образование в гимназии, могли быть определяемы в должности: письмоводителей, переводчиков в те волости, в коих они числятся. Усердной и честной службой своей могли приобрести право и на высшие должности». Воспользовавшись такой возможностью, Иса начал свою карьеру с должности волостного переводчика, переводчика участкового пристава и по приказу военного губернатора Семиреченской области был назначен на должность переводчика Верненского уездного правления. 
Ыбырайым Жайнаков учился в гимназии с 1893 по 1902 годы. Однако по состоянию здоровья ему пришлось оставить гимназию после шестого класса. После выздоровления Ыбырайым работал сначала переводчиком Жаркентского уезда, затем Семиреченского областного правления. 
В последующие годы в гимназии учились Толембай Дуйсебаев, Салык Аманжолов, Канатхан Сыртанов, Базарбай Маметов, Нусупбек Жакыпбаев, Жанеке Солтанаев, Нургали Нурмухаммедов, Абдулкерим Садыков.
Верненская мужская гимназия оставила значимый след в жизни деятелей жетысуского Алаша. Благодаря полученным знаниям эти люди были назначены на государственную службу и получили высшее образование. Они стали квалифицированными специалистами в своей области, а главное - лидерами движения Алаш в Жетісу. 
Оразгуль МУХАТОВА,
доктор исторических наук, 
профессор, главный научный 
сотрудник Института истории 
и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова.

Источник:

Вы можете поделиться этой статьей:
Лента новостей

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.

Яндекс.Метрика